Страсти по ценам на бензин продолжаются: как
сообщают в «Коммерсанте»,
в ближайшее время может быть введен запрет на экспорт бензина.
Повод для такого запрета, казалось бы, простой: цены на бензин за рубежом сейчас выше, чем у нас на внутреннем рынке, и НПЗ выгоднее отправить продукцию на экспорт. Но только ли в этом все дело?
Ведь для расширения поставок бензина на внутренний рынок уже был введен демпфер – формула, по которой НПЗ должны автоматически получать компенсацию от государства тех недополученных доходов, которые возникают при продаже на внутреннем рынке вместо экспорта. И хотя этот механизм, как заявляют на НПЗ, не покрывает всех потерь, но он все же работает.
Важнее было бы обратить внимание на другое: объем производства автомобильного бензина в стране сейчас отстает от прошлогоднего. Так, в январе-феврале 2021 года было произведено 6,4 млн т, а годом ранее было 6,7 млн т – то есть мы видим сокращение на 0,3 млн т, в то время как весь экспорт бензина за пределы ЕАЭС оценивается в 0,2-0,4 млн т. А еще примечательно, что
цены производителей бензина по итогам марта подскочили аж на 18,6% в годовом выражении – при том, что потребительские цены на бензин выросли на 5,2%.
Но вот причины сокращения производства бензина, похоже, мало кому в Минэнерго интересны. Как и то, в какой мере они связаны с растущей налоговой нагрузкой. Вместо этого речь идет лишь о «восстановлении спроса», о планах очередного повышения НДПИ с июня и вот теперь о том, что следует включить бензин в перечень товаров, подлежащих «временным ограничениям экспорта» практически в любой момент. Выходит, в дополнение к нестабильности издержек крайне непредсказуемым для НПЗ может оказаться и сбыт. О каком планировании производства и развитии бизнеса можно тогда говорить?
И будут ли рады потребители тому, что объем выпуска бензина опять снизился и толкает цены вверх?
Видимо, перед нами еще один пример того, как забота о потребителях превращается в «медвежью услугу».