Последние пару лет среди юристов популярен лигал дизайн. Это когда документы просто написаны и понятны при первом взгляде. Чтобы чтение подписываемых бумаг не требовало толмача с юридического на обычный язык.
Что думают сторонники лигал дизайна про страхование, спросите вы. Пожалуйста: «
вы видели страховые полисы «Альфастрахование»?! Без боли не взглянешь( Вроде крупный страховщик, читабельность документа хромает, увы! Кто-то вообще думает о конечном потребители при составлении подобных документов? Я негодую»,
пишет директор юридического департамента в фейсбуке.
На деле полисы у «Альфастрахования» очень просты. Вот
правила страхования пассажиров, пункт 10.11.8.7.5. Все ведь понятно. Например, пункт
10.11.13.4. Или предыдущий, что отсылает к пункту
4.5.6.1. И так каких-то 35 страниц. Все просто. Точно.
Абсолютно не сложно поверить, что есть на свете человек на память цитирующий пункт 11.20.10 или
12.12.1.1 из
правил страхование выезжающих за рубеж от «Абсолют страхования». Мы знаем его, это андеррайтер писавший правила. Труд на 52 страницы, и это без основного договора и приложений.
Как бы ЦБ не ругал страховщиков за мисселинг страховых продуктов (как было с ковид-полисами) но
жизнь такова, что даже разные сотрудники одного офиса могут и будут вам по разному рассказывать условия договора и правила страхования. Не говоря уже об условиях выплат, где всегда обещают сказочные горы.
Неудивительно, что
самые частые претензии клиентов к содержанию страховых документов:
• нечитаемы;
• непонятны;
• невнятны;
• затянуты.
В них слишком много перекрестных, взаимнодополняющих или исключающих друг друга пунктов.
При урегулировании
вырастает вторая проблема: завышенные ожидания от сервиса и обещаний, как следствие, откровенно хреновый имидж отрасли.
Когда одни криво написали и согласовали правила внутри и с ЦБ, а потом другие попали в страховой случай и криво прочитали - увы, возникают конфликты при урегулировании убытков. В России проблема не только с письмом, но и с чтением. Особенно, когда клиент обещали розовых слонов выплат и сказочных страховых единорогов при урегулировании.
Казалось, случится
отдушина иншуринга в сплошном море страховой казуистики. Увы, «Манго страхование» идет общей тропой. Продажу на сайте завернули красиво, но правила страхования все равно
содержат эти вечные и никем нечитаемые пункты
4.8.5.3 и 10.3.5.