Разгорается скандал вокруг BMW, которые собирают в России.
Выпуск YouTube-канала Андрея Подшивалова посвящен большому кейсу о гарантии на автомобили калининградской сборки.
Тезисный пересказ ролика:
• Полтора года назад во время поездки в Грузию (в другой стране) у жителя Нижнего Новгорода сломался автомобиль BMW. Клиент попытался вернуть деньги, но проиграл в суде. Во время разбирательства обнаружилось много интересного о немецком бренде, его российском представительстве, мировой гарантии, калининградском «Автоторе» и дилере «Автодом».
• Любой гарантийный спор рассматривается с точки зрения соответствия
Закону о правах потребителей РФ.
• «Автотор», действительно, не предоставляет никакой гарантии. Причем, имеет на это право по закону.
• В случае отсутствия гарантии производителя, ее продолжительность не может быть менее двух лет.
• Закон дает право потребителю обращаться за решением проблем по гарантии к продавцу, производителю, или уполномоченному представителю – на выбор. Но крайним всегда остается продавец.
• Продавец обязан устранить недостатки (в некоторых случаях – вернуть деньги). А после этого разбираться с производителем о возмещении расходов
• Правда, доказывать наличие недостатка и его существенность должен потребитель
• «Мировая гарантия» - большая маркетинговая программа концерна (т.е. рекламный прием). Имеет очень много ограничений и условий. И «Автотор» никакого отношения к ней не имеет
• В частности, автоторовские машины концерн BMW не считает полноценными (называя упрощенными аналогами) и не распространяет на них «мировую гарантию» - иначе концерн сам взял бы на себя ремонт
• Но! За закрытыми дверями в представительстве концерна авторам канала Revizorro сказали, что никаких аналогов концерн не производит – все машины концерна имеют гарантию (почему тогда владельцу из данного кейса не была предоставлена гарантия в Грузии?)
• Представители «Автотора» старательно избегают упоминания того, что они делают BMW, а говорят о том, что они собирают автомобили «из комплектующих BMW», «по технологиям BMW», «под контролем BMW».
• Интересен пункт в решении суда о том, что официальный дилер в Грузии «Омега-моторс» не является официальным представителем производителя. Вероятно, действительно, концерн не считает калининградский «Автотор» своим контрактным производителем, а у калининградского завода есть отдельная сеть представителей
• Представительство BMW не отрицает, что заказывает производство машин в Калининграде, а после передает автомобили своим дилерам. Вообще-то это обычная схема контрактного производства – и в таком случае производитель, все-таки, мировой концерн.
Что мы думаем по поводу скандальной истории.
Проблема автовладельца в этом кейсе в том, что он надеялся на «мировую гарантию», а она в значительной степени миф.
Он считал, что гарантию обеспечит производитель. На самом деле в данном случае гарантий никто в договоре не обещал, а действовал пункт Закона о правах потребителей о двухлетней гарантии (всего скорее, на момент поломки двухлетний период окончился).
Тезис о добровольности дилерской гарантии (клиент называет ее гарантией BMW) – лапша на уши. Двухлетняя дилерская гарантия гарантируется Законом о правах потребителей.
У дилеров, несущих ответственность за гарантии, нет территориального и международного покрытия. Поэтому не советуем путешествовать на калининградских машинах далеко от дома.
Международный концерн BMW в РФ вообще не предоставляет заводской гарантии, заменяя ее дилерской.
И последнее – нерешенность вопроса о покрытии калининградских машин «мировой гарантией» весьма загадочна. Но это предмет договоренности дилера, производителя и концерна. Максимально закулисной.