Повышение цена на 470% и агрессивное патентирование: как AbbVie владеет самым продаваемым препаратом в истории.
Фармрынок все чаще стал привлекать государственное внимание. На этот раз в США заинтересовались Humira от AbbVie. В результате выяснилось, что единственным критерием успеха
стал бешеный рост цены. Маркетинговую документацию от компании пытались получить уже несколько лет. Предоставили ее только после угрозы судебного расследования.
Препарат от ревматоидного артрита выпустили под руководством Abbott Laboratories в 2003 году. Шприц в 40 миллиграмм обходился больным в $522. К 2013 году цену на препарат
поднимали 13 раз – до $1024. В этом же году AbbVie выделилась в отдельную компанию и тут же начала раз за разом поднимать стоимость,
всего 14 раз.
Сейчас Humira стоит $2984 за шприц – рост
на 470% с момента релиза. За прошлый год только в США компания получила от него $16,1 млн чистой выручки. Правительство не может вести переговоры о снижении цен на препараты для национальной системы Medicare напрямую. Американские налогоплательщики стали идеальной дойной коровой. В среднем они
переплачивали $760 за дозу, относительно других покупателей.
AbbVie напрямую связала бонусы руководителей
с чистой выручкой от продаж препарата. Программа выплат начала действовать в 2015 году. И в этот же год цена единоразово выросла почти на 10%. Единственной проблемой для топ-менеджмента мог стать выход дженериков.
Появление первых прогнозировали на 2017 год, за год до этого должны были истечь права на активный компонент Humira. Выход нашли классический – создали целый фонд дополнительных патентов на остальные компоненты лекарства. Всего AbbVie принадлежит 237 патентов, последний из них истекает аж в 2037 году.
Патентная стена помогла пролонгировать монополию. С многочисленными конкурентами ими делились, но по чуть-чуть. Ровно для того, чтобы они
без проблем регистрировали дженерики в ЕС. Свою главную нишу в виде американского рынка компания пока удерживает единолично, если только антимонопольщики не заинтересуются схемой.