Сегодня утром 9 июня все сервисы аренды электросамокатов в Петербурге прекратили работу.
С начала мая в Петербурге произошли несколько ДТП с наездом самокатчиков на пешеходов.
Следственный комитет возбудил уголовные дела из-за случаев наезда клиентов сервисов по прокату самокатов на прохожих.
Следствие ведётся не только в отношении виновников наездов, но и в отношении самих компаний по прокату электросамокатов (Whoosh), потому что «коммерческая структура не приняла мер, обеспечивающих безопасность движения пешеходов», — заявляет СК.
Сразу возникла точка зрения, что государство и его силовые структуры душат бизнес. И не каких-нибудь металлургов или золотодобытчиков, как это обычно бывает, а высокотехнологичные сервисные ИТ-компании.
И вряд ли вмешательство государства в бизнес можно назвать чем-то положительным, но есть нюанс.
Технологии производства самодвижущихся средств на батарейках достигли того уровня, на котором эти средства (самокаты, велосипеды, моноколёса и т.п.) стали дёшевы и общедоступны.
Люди стали ездить на них в основном по тротуарам, не соблюдая никаких правил.
Компании по прокату транспортных средств быстро смекнули, что бизнес по аренде самокатов на порядок более выгодный, чем каршеринг.
Аренда самоката и аренда автомобиля — сопоставимы по цене. При том, что стоит самокат в 50-100 раз дешевле автомобиля.
Рынок поминутной аренды электросамокатов взорвался. Один только Сбер весной выделил ₽400 млн на покупку 17 400 самокатов.
И десятки тысяч людей поехали на этих самокатах в абсолютно пустое правовое поле, где не определён статус (правовой) электросамокатов, не решены вопросы безопасности их движения и возмещения ущерба жертвам столкновений.
Отсутствие правового регулирования — это безусловная недоработка государства, которое решает только те проблемы, которые уже нельзя не решать.
Но ведь и бизнесу, когда стало понятно, что их самокаты — это средства повышенной опасности, от которых гибнут люди, ничего не мешало самостоятельно ограничить скорость движения в местах скопления людей, ввести номерные знаки и т.п.
Но вместо этого бизнес был занят извлечением прибыли и проблему решать не хотел. А когда под колёса самокатов начали массово попадать дети, стало понятно, что без мер государственного вмешательства уже не обойтись.
Поэтому уличными происшествиями с участием самокатов в Петербурге занялся председатель Следственного комитета РФ Бастрыкин
.