Глава первая. Бессознательная символика.
(а) непосредственное единство смысла и образа
Начало символического искусства связано с категорией Всеобщего, но выраженной еще непосредственно, как единство смысла и образа. Таковы древнейшие формы творческой активности, и, конечно, древнейшие религии. В зороастризме, например, обожествляется Свет, во многих сообществах доисторических людей различие между обозначением божества и самим божеством остается смутным. Элементы бессознательной символики присутствуют и в более высоких формациях искусства (например, в католицизме образы хлеба и вина трактуются как тело и кровь Христа в непосредственной форме, что изображается на картинах), но там речь идет именно об элементах, играющих подчиненную роль. И в целом эта стадия бессознательной символики выступает скорее как преддверие собственно искусства, поскольку в ней минимален момент рефлексии, отстраненности художника от своего творения.
(b) фантастическая символика
Следующий этап развития бессознательного начала в символической формации – пробуждение фантазии, начало расхождения между смыслом и образом. Здесь дух ищет форму, но еще не находит ее в адекватном выражении. Различие природы и духа здесь угадывается, чувствуется, но не осмысляется в собственном смысле этого слова. Эта символика характерна для сюжетов, рассказывающих о возникновении богов и мира (теогония) – Бесконечность порождает определенность, конкретный Образ, хаос рождает порядок, и так далее. Один из самых характерных примеров – индийское искусство, заполненное бесконечно меняющимися образами богов, находящихся в нескончаемом цикле рождений и смертей. Но вариации этого подхода к символике можно найти во многих культурах, от ацтекской через скандинавскую до древнегреческой.
(c ) символика в собственном смысле
Течение хаотической неопределенности и смутные образы с течением времени уступают место более четко оформленным произведениям искусства, в которых ощущается различие между тем, что предстает взору, и тем, на что указывается с помощью видимого. Только на этом этапе развития бессознательной символики можно говорить о появлении символизма в собственном смысле: появляется момент рефлексии, созерцания разницы между изображением божества и самим божеством. Сами художественные образы становятся более строгими, что отражается по всему спектру искусства, от архитектуры (особые храмы для богов и жертвоприношений) до поэзии (рассказы о конкретных героях и их деяниях сменяют истории о рождении божеств и вселенной). Египетское искусство может служить здесь хорошим примером: оно заполнено величественными и четко оформленным символами (пирамиды, сфинкс), но при этом содержание этих символов указывает на нечто выходящее за пределы любого человеческого воображения – в этом смысле египтяне остаются народом, который остановился на пороге самоосознания.