>Империализм, таким образом, выступает как атрибут капитализма, как неотъемлемая часть процесса накопления капитала, неизменно ему сопутствующая в различных исторических формах. Данное понимание, казалось бы, непосредственно противоречит пониманию Лениным империализма только как определенной, высшей, стадии капитализма. Ленин связал процессы, протекавшие в последней трети XIX – начале ХХ веков – начало раздела мира международными монополистическим союзами капиталистов и завершение раздела земли крупнейшими капиталистическим державами – с наступлением монополистической стадии капитализма. Завершение раздела Земли и начало ее передела совпало с достижением капитализмом более высокого уровня обобществления производства в форме монополий. Но и сам процесс раздела территории земного шара в форме старой колониальной политики прежних стадий капитализма также связан с империализмом: «Колониальная политика и империализм существовали и до новейшей стадии капитализма» [Ленин, 1980: с.379].
С многозначностью понимания империализма мы сталкиваемся не только у Р.Люксембург, но и у В.И.Ленина. У Ленина это не только стадия в развитии капитализма, но и его всеобщее свойство. У Р.Люксембург не только всеобщее свойство капитализма, но и его определенная стадия. Там, где один занимался главным образом исследованием взаимосвязей сторон внутри предмета – высшей стадии капитализма, другая искала логико-исторические предпосылки ее становления и развития, сквозь призму теории рассматривая исторический путь, проделанный накоплением капитала.
Этот путь ведет капитализм к его заключительной стадии существования, связанной с тем, что он достигает пределов социальной и географической экспансии, и теперь «по сравнению с достигнутой уже высотой развития производительных сил капитала оставшееся еще для его экспансии поле деятельности оказывается незначительным» [Люксембург, 1934: с.320-321]. Как следствие, обостряется конкуренция между капиталистическими странами за остатки условий накопления в виде еще не присвоенного мирового некапиталистического окружения. Однако, в соответствии с логикой Р.Люксембург, чем «энергичнее и основательнее заботится империализм о гибели некапиталистических культур, тем быстрее вырывает он почву из-под ног процесса накопления капитала». Невозможность же накопления капитала означает невозможность в условиях капитализма дальнейшего развития производительных сил и, следовательно, объективную историческую необходимость гибели капитализма. Таким образом, являясь историческим способом существования, империализм «в то же время служит вернейшим средством, чтобы вести капитал по кратчайшему пути и положить его существованию объективный предел» [Люксембург, 1934: с. 321]. Разрешая противоречия развития капитализма в кратко- и среднесрочной перспективе, в долгосрочной перспективе империалистическая экспансия подрывает условия существования капитализма, подводит его к экономическому пределу.