Краткие путевые заметки о китайской действительности. Как я уже писал, я пересек эту страну от границы с Монголией до границы с Вьетнамом и хотел бы поделиться с читателями некоторыми своими социокультурными наблюдениями. Возможно эти заметки будут небезинтерны кому то и помогут составить более полное представление о Поднебесной, ведь не секрет, что от того что происходит в Китае и вокруг Китая зависит будущее мировой революции. Первое что бросается в глаза - Китай это огромная стройка. Нигде такого динамизма хозяйственной жизни я не встречал. Строительство небоскрёбов, мостов, заводов и т.п. видишь везде. Типичная же китайская деревня это три - четыре десятка одноэтажных современных домиков с техникой во дворе. Но есть и старые домишки. Вокруг рисовые поля, на которых копошатся по нескольку человек, семьи, по всей видимости коллективного ведения хозяйства нет. В огромных зданиях вокзалов и торговых центров заметна склонность к гигантомании. Всюду чувствуется заорганизованность жизни - везде ходят какие то служители, мужчины и женщины, в синих робах и кепках, с красным или жёлтыми повязками на рукаве, с иероглифами. Полиции не так уж много. Внутренняя дисциплина населения очень высока. Я стоял у Запретного города, напротив здания с портретом Мао, курил и бросил окурок за неимением урны на землю. Китаец на велосипеде посмотрел на меня как будто я какое то преступление совершил. Но в тоже время простые трудящиеся китайцы подкупают своей простотой, веселостью и непосредственностью. Я отметил такую черту как абсолютная самодостаточность китайцев. Если в других азиатских странах к тебе, как к европейцу проявляют интерес, пытаются войти в контакт, то в Китае - ноль внимания. Возможно это связано с тем, что китайцы уверены, что их культура древнее и богаче европейской. Иногда встречаются люмпен-пролетарии, маргиналы. Мне пришлось пережить несколько неприятных минут, когда двое явных криминалов (было ясно, что пришить человека им ничего не стоит) уставились на меня тяжёлым взглядом. Но я не потерял выдержку и может быть это меня спасло. После этой поездки Китай у меня почему то ассоциируется с китайцем проводником поезда. Я вышел на рассвете на вокзале в Ханое и попрощался с ним - Thank you, bye. Он смотрел не на меня, а устремив свой взор куда то вдаль, задумчиво погруженный в себя, и не проронил ни слова...