В продолжение дискуссии о роли религии в политической и общественной жизни, а также о важности духовного и нравственного состояния элиты: как административной, так и интеллектуальной. В Германии жил мыслитель с громким псевдонимом Карл Маркс. Его политические изыскания легли в основу страшного эксперимента, который был поставлен над Россией и нашим народом. Марксизм в целом принято считать сугубо материалистической (а значит атеистической) системой координат, отрицающей существование духовного мира как такового. Однако если внимательно изучить биографию Маркса и его творческие изыскания, то автор открывается с неожиданной для кого-то духовной стороны.
Вот, например, перевод отрывка его стихотворения «Скрипач», опубликованного в журнале Athenäum в январе 1841 года:
«Ты о чем? О песнях рая?
Саблей зарублю тебя я.
Бог не знает песен, — нет.
Песни — это адский бред,
Что ведет к безумью души.
Мне напел их дьявол в уши,
Дьявол такт мне отбивает,
Он смычок мой направляет.
Сердце, струны и смычок!
Разорваться — вот ваш рок».
(Маркс К. Скрипач //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40. С. 19.)
Для знакомых с немецким языком, можно насладиться оригиналом. Язык у автора, надо отметить, весьма образный:
http://www.fh-augsburg.de/~harsch/germanica/Chronologie/19Jh/Marx/mar_gwil.htmlА вот перевод произведения Оуланем, выполненный Марианной Давиша:
Адские испарения поднимаются
и наполняют мой мозг,
Пока не сойду с ума
и моё сердце в корне не переменится.
Видишь этот меч?
Князь тьмы продал его мне.
Мир должен быть разрушен с проклятиями.
Я сдавлю руками его упрямое бытие.
И, обнимая меня,
он должен безмолвно угаснуть
И затем вниз - погрузиться в ничто,
Совершенно исчезнуть,
не быть, — вот это была бы жизнь…
После погружения в эту тему, стало понятно, откуда все эти «красные дьяволята» в советском культурном поле, которым средний обыватель должен был сочувствовать.
Тех, кто хочет подробнее разобраться в вопросе, отсылаю к изучению стихотворного наследия Маркса и книге Жака Аттали «Карл Маркс: Мировой дух».
Я же в очередной раз убедился в том, что в неформальном творчестве (и если угодно, хобби), человек подчас раскрывается лучше и ярче, чем в том, что попадает в энциклопедии.