Еще в 1947 г., спустя два года после окончания Второй мировой войны, в составе Министерства юстиции Японии было создано Иммиграционное бюро, ставшее главным государственным органом, осуществляющим регулирование миграционной ситуации в стране. В состав Иммиграционного бюро вошли Иммиграционный департамент японского Минюста и восемь региональных департаментов в крупнейших городах страны — Токио, Осаке, Нагое, Фукуоке, Хиросиме, Сэндае, Саппоро и Такамацу. Кроме того, в состав бюро вошли три иммиграционных центра в Омуре, Ибараки и Усику. В этих иммиграционных центрах содержатся граждане иностранных государств, задержанные органами миграционного контроля и ожидающие депортации с территории японского государства. Именно Иммиграционное бюро отвечает за обеспечение и реализацию миграционной политики японского государства, включая контроль за въездом и выездом иностранных и японских граждан, установлением статуса пребывания граждан иностранных государств в Японии, депортацией иностранцев, нарушающих иммиграционные законы страны...
Прежде всего, Япония сталкивается с вакуумом кандидатов в мигранты. Кого привлекать в страну? Выходцы из мусульманских стран Ближнего Востока и Южной Азии слишком чужды японцам в плане менталитета и культуры. К тому же, значительная часть японского общества настроена к ним достаточно прохладно. Когда в 2015 г. встал вопрос о размещении сирийских и иракских беженцев, Япония, заявив, что заинтересована в решении этой проблемы, выделила существенные финансовые средства, но от непосредственного приема беженцев отказалась. Об этом в сентябре 2015 г. заявил премьер-министр страны Синдзо Абэ.
Не может идти речи и о приеме африканских мигрантов, которые наводняют Европу. Опять же — очень большие культурные, конфессиональные, ментальные, да и внешние различия. Японцы очень щепетильно относятся к своей нации, культуре, национальной и культурной идентичности. К тому же есть и очевидные возражения экономического характера — мигранты из стран Африки в подавляющем большинстве не являются квалифицированными специалистами, многие из них вообще предпочитают не работать, а жить на пособия беженцев.
Остается Юго-Восточная и Центральная Азия. Эти регионы и следует рассматривать в качестве основных потенциальных поставщиков трудовых ресурсов в Японию. Что касается Юго-Восточной Азии и Океании, то выходцы из стран региона в настоящее время в большом количестве обучаются в японских высших учебных заведениях. Безусловно, некоторые из них могут остаться в Японии с целью трудоустройства. Если говорить о жителях Вьетнама, Таиланда, Филиппин, Индонезии и некоторых других стран, то их внешний облик, культура и менталитет в большей степени, чем у выходцев из стран Ближнего Востока, позволяют интегрироваться в японское общество. Даже учитывая, что филиппинцы в большинстве своем католики, индонезийцы мусульмане, обустроиться в Японии, в силу общих черт в менталитете народов Азиатско-Тихоокеанского региона, им будет проще, чем выходцам из других регионов планеты.