Size: a a a

2021 September 13
PhilosophyToday
Мэри Бирд

Зачем нужны старые профессора?

Я (конечно же) посмотрела сериал «Кафедра» на Netflix. А если вы не в курсе, то базовый сюжет (минус спойлеры) довольно прост. Мы находимся в вымышленном американском университете, где кафедра английской филологии столкнулась с тем, что вежливо называется «недобор» (не хватает студентов). Новым заведующим кафедрой впервые становится небелый, и ей нужно как-то решить эту проблему, кроме того помочь первому профессору-афроамериканке на всем факультете получить постоянную ставку, преодолев молчаливое сопротивление части старой кафедральной профессуры. И как будто этого мало, одного из ее коллег (к которому новая заведующая испытывает слегка двусмысленный любовный интерес) сфотографировали, как он отдает арийское приветствие во время лекции, в результате студенты подняли бунт и угрожают ему «отменой».

Это не совсем Малкольм Брэдбери или Дэвид Лодж (который несколько десятилетий назад блестяще препарировал университетскую жизнь Великобритании). Но сериал достаточно забавный и обыгрывает некоторые проблемы современного университета, включая «культуру отмены». Дело в том, что проблема «отмены» в Великобритании во всяком случае, сильно преувеличена, и она более заметна по размахиванию руками газетчиков, чем по жизни университетского кампуса. Тем не менее, нельзя сказать, что ее не существует — хотя в случае с незадачливым (он отнюдь не злодей) профессором из сериала «Кафедра», причиной проблемы является как неудачная фотография, сделанная на смартфон (каждый неверный шаг, каждая неудачная шутка будут записаны), так и нетолерантность студентов.
Но есть одна черта, которая меня ужасно раздражает — это то, как в сериале представлены все старшие коллеги. Это правда (без спойлеров), что в конце концов старая гвардия в некотором смысле получает возможность отомстить. Но по большей части эти старые зануды именно таковы: старые зануды. Им нужна старомодная «литкритика», которая не привлекает новое поколение студентов, которым нужна (угадайте что?) критическая расовая теория. Большинство из них, по меньшей мере пассивно, препятствует молодым чернокожим профессорам получить должность. Они страдают от болезней старости (в основном в нижних частях тела). А самый вздорный из них издевается над университетским сотрудником младшего звена за то, что тот демонстрирует слишком много голого тела.

Я полагаю,  никто не станет отрицать, что в университетских структурах существует демографическая проблема: слишком много возрастных сотрудников на постоянных ставках наверху, слишком много младших коллег на нестабильной, временной работе на дне. Эта проблема усугубляется отсутствием фиксированного пенсионного возраста в США и большинстве университетов Великобритании. Это одна из причин, почему я рада, что Кембридж согласился, что большинство профессоров уходят на пенсию в шестьдесят семь лет, освобождая место для молодых, и это случится со мной в конце этого учебного года. Я знаю, что некоторые старшие коллеги считают, что это путь на свалку — но я бы предпочла, чтобы мы больше думали о том, как привлечь таких людей, как я, в наши институты (и обеспечить им достойные пенсии), чем о том, чтобы мы оставались на работе, которой занимались последние несколько десятилетий.

Но изображать всех, кому за шестьдесят, как ленивых, изживших себя реакционеров, бездумно зачитывающих из потрепанных конспектов лекций и больше озабоченных своей колоноскопией, чем о новых идеях в своей области (или в мире) — это абсолютная пародия. Может быть, где-то такой тип и существует, но не в моем мире. Мне на личном примере не известно, может быть такое и происходит, если вы можете работать более или менее вечно (и это, наверное, имеет свои недостатки). Но здесь мои старшие коллеги работают феноменально усердно, и они в ударе, как никогда. Одна из главных причин, по которой от них требуют перейти на другую работу, заключается не в том, что они ушли в прошлое, а в том, что нам нужна мобильность в системе… и в любом случае, у нас был свой шанс управлять этим спектаклем, теперь мы должны дать попробовать кому-то другому.

TLS
источник
PhilosophyToday
Пишут, что долгострой по Пелевину «5-я империя» или «Ампир V» или вообще «Vампир» выпустят в прокат 25 ноября. Роман этот мы ценим более всего остального творчества ВОП хотя бы потому, что там все правда. Не зря автор в финале новой книги «Трансгуманизм Inc» фактически возвращается к старой онтологии «Вампира». Роман тот особенно прекрасен тем, что в нем хорошо выписана вся тогдашняя политтехнологическая и отчасти культурная тусовочка Москвы.

В кинопостановке «Вампира» сыграют и действующие тусовщики и философы, если так их можно назвать. Например, синолог и торговец чаем Бронислав Виногродский. И рэпер Оксимирон. Продюсером фильма выступает Иван Засурский.

Но пока вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на вторник, 14 сентября.

Часть I Телепередачи

16:00 Ксения Татарченко «Слова научной дипломатии. Перевод, посредничество и коммуникации в науке времен холодной воины».

19:00 Дискуссия «Выборы 2021 года: Россия во мгле». Станислав Андрейчук, Дмитрий Орешкин, Михаил Виноградов, Андрей Колесников.

19:00 Полина Аронсон «Как любовь стала отношениями».

19:00 Анна Нижник «История и физика анархической утопии — „Обездоленные“ Урсулы Ле Гуин».

19:30 Мария Рахманинова «Не только феминизм. Введение в политическую мысль Бовуар».

20:00 Юрий Корнеев «Веды и их значение для мировой культуры».

Часть II Мероприятия

19:00 Екатеринбург: Михаил Мельниченко «Почему люди ведут дневники, а исследователи их изучают» (Ельцин-центр).

19:00 Москва: Презентация книги Натальи Громовой «Потусторонний друг. История любви Льва Шестова и Варвары Малахиевой-Мирович в письмах и документах» (Гослитмузей).

19:00 Москва: Сергей Резанов «Харджиев. Последний русский футурист» (ЦДК).

19:00 Москва: Мария Готлиб «Прокат документального кино: как попасть на большой экран?» (МШК).

19:30 Москва: Теа Ткебучава «Молчание ягнят» (Москино).

19:30 Петербург: Пётр Тищенко «Искусственный интеллект на службе архива» (Новая Голландия).

20:00 Москва: Антон Долин «Безумное кино для взрослых. Режиссерская версия» (Октябрь).

20:00 Москва: Тамара Ходова «Портрет девушки в огне» (Октябрь).

20:00 Москва: Владимир Ронин "Из империи в маленькое королевство: русские эмигранты 1920-х годов и Бельгия" (Фаланстер).

20:00 Москва: Елена Строганова «(Не)женское кино и новая искренность по-французски» (Музеон).
источник
2021 September 14
PhilosophyToday
Бородатый мужик с картинки: «Кто я? Я — мужчина. Я — еврей. А что такого? Отец Евы. Ей четыре года. Я преподаватель. И это большая часть моего самоопределения. Преподаю на кафедре философии…»

Новая постановка «Сцен из супружеской жизни» (HBO, 2021) начинается с допроса «идеальной семьи» в старомодном смысле слова для phd девицы, вылитой Амии Сринивасян, которая пишет о влиянии изменения гендерных норм на моногамный брак. 13 сентября, в традиционный кинопонедельник на канале PT, вышла первая серия единственного сезона.

Мужику, Оскару Айзеку, 41 год, он демократ и астматик. Тетка — начальница на производстве, типа как в «Москва слезам не верит». И их неравный брак скоро развалится. Только не потому, что это типа кризис буржуазного брака и все такое. Просто если ты философ — женись только на философе. Ни с кем другим ты жить все равно никогда не сможешь.
источник
PhilosophyToday
источник
PhilosophyToday
Что делает бабушка на фото?
Анонимный опрос
14%
Нашла учебник по педагогике
9%
Ищет закладку
43%
Отнимает у внучки книжку гомосексуалиста
5%
Уроки
7%
Обнаружила между страниц клопа
22%
Читает лекцию в зуме
Проголосовало: 940
источник
PhilosophyToday
Новый Руднев. Про Гурджиева
источник
PhilosophyToday
LRB чего-то вернулся к винтажному дизайну. Внутри Кокберн громит книгу русофоба и псевдоисторика Плохия про карибский кризис, Терри Иглтон разбирается с тем, как Джеймисон разбирается с Беньямином, Ян-Вернер Мюллер о реконструкции Прусского королевского дворца на Музейном острове Берлина.
источник
PhilosophyToday
«На самой известной фотографии с конференции в Раскин-колледже мы видим не женщин, а мужчин — мужчинам-партнерам было поручено организовать детский сад на выходных. На черно-белой фотографии двое мужчин сидят на полу в окружении маленьких детей; один из них, знаменитый теоретик культуры Стюарт Холл, прижимает к груди спящего малыша и многозначительно смотрит в камеру»…

Амия Сринивасян сделала то, что у нее получается лучше всего. Подготовила для New Yorker обзор свежей феминистской литературы «Кто проиграл сексуальную войну?» (перевод), так или иначе касающейся главного антагонизма, разрывающего современный феминизм: вопроса о статусе трансгендеров.
источник
PhilosophyToday
Знаменитый философ слизи Бен Вудард уже пять лет остается безработным. Более того, когда он намекает всяким начальникам о том, чтобы его взяли на работу, они прямо ему рекомендуют покончить с собой! Или рисовать комиксы. Уважаемые коллеги-начальники, возьмите знаменитого специалиста на работу в Россию!

А мы пока вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на среду, 15 сентября.

Часть I Телепередачи

14:00 Круглый стол РАСО «Оценка партийных кампаний на выборах в Госдуму». Евгений Минченко и др.

Часть II Мероприятия

18:00 Москва: Константин Фролов «Логико-семантические аспекты моральной аргументации с точки зрения нонкогнитивизма» (ВШЭ).

18:30 Москва: Дискуссия «Будущее биеннального формата в эпоху посткоронавируса» Милена Орлова, Анастасия Блохина и др. (Гараж).

19:00 Москва: Люся Грин «Музыка Афганистана» (ММОМА).

19:00 Москва: Беседа о полистилистике, метамодерне и зомби-формализме с художником Николаем Чередниченко (Cube).

19:00 Москва: Презентация книги Ильи Кукулина «Парабасис» (Китайский Лётчик Джао Да).

19:30 Москва: Ольга Дробот «Великая Сельма Лагерлёф» (Гослитмузей).

19:30 Москва: Антон Мазуров «Драмы и синдромы судьбы Виктора Аристова» (Некрасовка).

19:30 Петербург: Круглый стол «Взрослые, от которых все отвернулись: нужно ли помогать ВИЧ+ людям, алко- и наркозависимым, заключённым и как делать это правильно?» Маргарита Логинова, Надежда Нартова, Юлия Перевезенцева (Новая Голландия).

20:00 Москва: Тамара Ходова «Портрет девушки в огне» (Октябрь).
источник
2021 September 15
PhilosophyToday
Кинопонедельник начинается в среду. Подробности философского кино здесь и здесь.
источник
PhilosophyToday
У великого русского философа растений Майкла Мардера 7 сентября вышла книга по экотеологии "Зеленая масса" или "Зеленая месса", как хотите. Перевели ее предисловие.
источник
PhilosophyToday
Майкл Мардер

Св. Хильдегарда Бингенская и мы

На первый взгляд может показаться, что идеи Green Mass несколько анахроничны. Что мы можем узнать о современном экологическом кризисе из текстов настоятельницы бенедиктинского монастыря XII века? И зачем вообще объединять экологию с теологией?

Ответ на второй вопрос фактически содержит подсказку к первому. Теология и экология — это коды для ментально-психически-духовных и материально-протяженно-телесных отношений, соответственно. Их артикуляция в жизненной силе, посредством viriditas, имеет потенциал для исцеления того раскола, который только усугубился благодаря Декарту, философии которого он являлся предпосылкой, и который несет ответственность за то, что планета оказалась на грани экологической катастрофы. Онто-теологическая метафизическая традиция, уже ощутимая в христианстве св. Павла, в работах гностиков и в неоплатонизме, рассматривала существование здесь и ниже как бесконечно менее ценное и устойчивое, чем истинная реальность духа. В результате разрушение этого мира, который, с метафизической точки зрения, является лишь туманом или пеленой перед глазами, не рассматривается как нечто ужасное; напротив, конец света должен ознаменовать окончательную победу истины и добродетели над ложью и грехом. Именно в результате секуляризации этой логики и ее экономических последствий планета превратилась в свалку для промышленной деятельности Запада. Экологический кошмар, в котором мы живем (или умираем) сегодня, является едва замаскированным совокупным результатом идей и практик, которые формировали западную теологическую традицию на протяжении тысячелетий.

Хотя Хильдегарда и принадлежит сама этой традиции, она иначе представляет и экологию, и теологию, и этот взгляд вовсе не является устаревшим, поскольку она вплотную подошла к корням современной экологической катастрофы. Наделяя экологические отношения теологическим смыслом и наполняя теологию экологическими — в основном растительными — понятиями, Хильдегарда намекает, что жестокое обращение с землей и небом, водой и животными, и даже минералами не отличается качественно от жестокого обращения со всем, что является святым в иудео-христианстве. Ассоциации, которые она выдвигает на первый план, выходят за рамки аллегорического символизма святого Августина: физика и физиология выражают истину духа, а нечто духовное проявляется в самых обыденных явлениях. Будучи к тому же еще и врачом, она предлагает экотеологическое лекарство от экотеологического расстройства, которое представляет собой разрыв между материей и духом.

(дальше)
источник
PhilosophyToday
Вышел 3 номер ЭиФН. Ничего интересного. Весь посвящен Бекону. При советской-то власти от него тошнило... Впрочем и от метафизики природы тоже воротило, а теперь вон, все стали вдруг природоведами.
источник
PhilosophyToday
Теперь вы знаете, кто во всем виноват! Кто переводит и издает это и еще нанимает Е. Шульман это рекламировать. Чтобы не быть голословным:
источник
PhilosophyToday
Сумма против Пинкера

1. Нассим Талеб: «Книги Пинкера — это Бургер-кинг для автолюбителей».

2. Славой Жижек: «Стивен Пинкер — абсолютный тупица».

3. Кирилл Кобрин (о книге «Просвещение продолжается»): «Возникает ощущение, что перед нами рассуждение крайнего либерала из англосаксонской страны,.. высокомерного ко всему за пределами англоговорящего мира — и плюс к тому невежественного».

4. Дмитрий Кралечкин (о книге «Чувство стиля»): «Либерализм Пинкера — это либерализм больших чисел, удобно демпфируемый профессиональным сообществом лингвистов и лексикографов, то есть экспертократией. Возможно, он как нельзя лучше соответствует американской демократии — текучей и вариативной, но при этом вполне элитистской».

5. Пинкер дружил с финансистом-филантропом Джеффри Эпштейном, организатором секс-траффика, и брал у него деньги.

6. Пинкера требовали исключить из списка выдающихся ученых Американского лингвистического общества в связи с приуменьшением им проблемы расизма и мизогинии в американском обществе.

7. Предыдущая изданная на русском книга Пинкера «Лучшее в нас» была встречена шквалом критики.
источник
PhilosophyToday
Уважаемые пассажиры! Прослушайте короткое объявление. Если вы почувствовали себя плохо на чужой планете, то вызывайте ветеринара, а не врача! Местные врачи специализируются лишь только на господствующем на планете виде жизни и помогут только видоспецифичными лекарствами для местных жителей. Только ветеринары обладают широким знанием различных видов и возможно смогут разобраться с вашей анатомией. Удачи в полете!

А мы пока вернемся к программе телепередач и публичных мероприятий на четверг, 16 сентября.

Часть I Телепередачи

15:00 Круглый стол «Основные факторы избирательной кампании 2021: как с ними работали партии?» Павел Данилин, Петр Кирьян, Алексей Мартынов, Анна Федорова, Олег Матвейчев и др.

16:00 Тереза Оболевич «С. Л. Франк в Чехословакии».

16:30 Александр Бикбов «Междисциплинарные и экспериментальные формы изучения социального времени в СССР».

19:00 Любовь Ульянова, Чезаре де Микелис, Паола Чиони «Протоколы сионских мудрецов. Новые открытия»

19:00 Laura Beloff, Jens Hauser «Mapping the Weather in Arts and Science».

19:30 Константин Гаазе «Легитимность, харизма, фортуна — и другие основания власти».

20:00 Артем Рондарев «Политическая теория жанра».
источник
PhilosophyToday
Часть II Мероприятия

10:00 Петербург: Конференция «Языки описания социального в Средневековье и раннее Новое время» (ВШЭ, до 17.09).

19:00 Москва: Галина Сидорова «Ругательства, эвфемизмы и феминитивы в нежных девичьих устах» (Некрасовка).

19:00 Москва: Дискуссия «Биоэтика и права будущих поколений» Григорий Юдин, Ангелина Давыдолва, Марыся Пророкова и др. (Библиотека Шанинки).

19:00 Москва: Алек Петук «К-фитнес» (ММОМА).

19:00 Москва: Саша Старость «Русская хтонь и новые ритуалы — как работает постфольклор» (ЗиЛ).

19:30 Екатеринбург: Константин Дебликов «Обниматься без рук. Опрыт жизни с бионическими протезами» (Салют).

19:30 Москва: Проводы русского лета. Всеволод Емелин, Иван Давыдов, Михаил Кукин, Олег Лекманов, Андрей Громов (Бобры и Утки).

20:00 Москва: Лейтенант Пидоренко В. П. Чтение стихов поезии победителя конкурса Дрогомощенко и презентация сборника «Деревянные глоза» (Петровка, 38).

Часть III Дни рождения

Дмитрий Ольшанский (40)
источник
2021 September 16
PhilosophyToday
Ну, наконец-то! И LRB в лице Рансимана признал, что в Силиконовой долине сидят вампиры, как и учит нас В.О. Пелевин.
источник
PhilosophyToday
Анджела Нэгл

Почему левые должны быть против открытых границ

Прежде лозунга «Строим стену!» был лозунг «Снесем стену!» В знаменитой речи 1987 года Рональд Рейган потребовал стереть «шрам» Берлинской стены и настаивал на том, что чудовищное ограничение передвижения, которое она представляла, было ничем иным, как «символом ограничения свободы для всего человечества». Далее он заявлял, что те, кто «отказывается присоединиться к миру свободы», «устареют» под воздействием непреодолимой силы глобального рынка. Так и произошло. В честь праздника сноса Берлинской стены Леонард Бернстайн поставил «Оду к радости», а Роджер Уотерс исполнил «Стену». Во всем мире начали рушиться барьеры для труда и капитала, был объявлен конец истории, а затем последовали десятилетия глобализации, в которой господствовали Соединенные Штаты Америки.

За двадцать девять лет своего существования около 140 человек погибли при попытке пересечь Берлинскую стену. В обетованном мире глобальной экономической свободы и процветания только в прошлом, 2017-м году при пересечении американо-мексиканской границы погибло 412 человек, а в предыдущем, 2016-м году в Средиземном море погибло более трех тысяч. Тогда как поп-песни и голливудские фильмы о свободе никуда не делись. Что же пошло не так?

Конечно, рейгановский проект не закончился распадом Советского Союза. Рейган и его преемники от обеих партий использовали ту же триумфальную риторику, чтобы разгромить профсоюзы, дерегулировать банки, расширить аутсорс и глобализировать рынки за счет мертвого груза государственных экономических интересов. Центральным элементом этого проекта был неолиберальный штурм государственных барьеров на пути перемещения труда и капитала. У себя на родине Рейган также курировал одну из самых значительных промиграционных реформ в американской истории — «амнистию Рейгана» 1986 года, которая расширила рынок труда, позволив миллионам нелегальных мигрантов получить легальный статус.

Массовые выступления против различных элементов этой политики, стартовавшей после холодной войны, первоначально исходили со стороны левых и принимали форму антиглобалистских движений, а затем и «Оккупай Уолл-стрит». Но, не обладая достаточной силой, чтобы бросить вызов международному капиталу, протестные движения ни к чему не привели. Глобальная финансовая экономическая система устояла, несмотря на все разрушения, которые она принесла, даже во время кризиса 2008 года.

(дальше)
источник
PhilosophyToday
Философа судят за военные преступления

15 сентября специальный суд по Косову в Гааге начал рассмотрение первого в своей истории дела — в отношении одного из бывших руководителей Освободительной армии Косова Салиха Мустафы. По делу о военных преступлениях, совершенных в 1998–99 годах, во время войны за независимость Косова, проходят девять человек. Среди них экс-президент частично признанной Республики Косово Хашим Тачи. Кроме военных преступлений Тачи известен тем, что учился на философа в университете Приштины.

А мы возвращаемся к программе телепередач и публичных мероприятий на пятницу, 17 сентября.

Часть I Телепередачи

11:40 Евгений Касперский «Кибериммунитет для цифровой эпохи».

16:00 Хорхе Луис Мендес Мартинес «Логика и феноменология невизуальной репрезентации».

16:30 Герензел Окняева «Феномен феминизма в современном буддизме».

18:00 Ofri Lapid, Jessica Nevo «Voicing the Archive».

18:00 Илья Павлов «Make Russian philosophy great again: русская религиозная мысль и современность».

Часть II Мероприятия

18:00 Петербург: Герман Садулаев «Готские письма» (Музей Набокова).

19:00 Москва: Петр Ульянов «История феминизма — 2» (Брюсов, 11).

19:00 Москва: Александр Шамарин «Кащей Бессмертный» (Дом Гоголя).

19:00 Москва: Александра Баева, Инга Келехсаева, Николай Кретов, Полина Филиппова, Пётр Хромов «„Передавая эстафету“ — читаем книги об истории диссидентского движения» (Сахаровский центр).

19:30 Екатеринбург: Дискуссия «Что может рассказать нам город?» Валентина Ануфриева, Дмитрий Безуглов, Мария Староселец, Алина Журина, Александр Вилейкис, Анастасия Маркитан, Тимофей Носов.

Часть III Дни рождения

Петр Щедровицкий (63)
Михаил Федорченко (27)
источник