В пятницу в нашем с Таней Фельгенгауэр эфире внезапно возникла тема того, что считать богатством. Она давно меня занимает, еще с тех пор, когда в России была неплоская шкала НДФЛ. И налогом в 35% облагали тех, чьи доходы превышали уж не помню какую сумму, но по нынешним временам весьма скромную, эквивалент $400-500 в месяц. То есть, натурально, все, кто зарабатывал больше или работал на двух и больше работах, официально считались людьми с высокими доходами.
Поводом для возникновения этой темы стала фраза одного из зрителей в чате трансляции, который сказал, что наши обсуждения актуальны для богатой аудитории, "тех, кто смотрит на всех остальных из своей машины или каршеринга". Она была настолько абсурдной, что не зацепиться за нее было нельзя.
Кстати, если обладание автомобилем считать признаком богатства, получится, что Россия - страна очень небедных людей, здесь 44.5 миллиона автомобилей. То есть, около 40 миллионов богачей, ничего себе! Да еще и какое-то количество пользователей каршеринга сюда надо добавить. Но, конечно, на самом деле, Россия - страна бедняков под кучкой супербогачей.
Масла в огонь развернувшейся дискуссии о том, что считать богатством, подлил и я, сказав, что даже людей с доходом, условно, в 400 000 рублей нельзя считать по определению богатыми, хотя для подавляющего большинства россиян такая сумма выглядит гигантской. В представлении многих людей, всякий, чей доход существенно превышает их собственный - богачи. В этой парадигме есть только два состояния - нищета и богатство, причем, граница их достаточно хорошо определяема, это умноженный на какую-то цифру их доход.
Отсутствие в этой картине мира среднего класса, не говоря уж о делениях, типа "нижний средний" и "верхний средний" -это следствие тотальной нищеты населения вставшего с колен островка стабильности. Власть с удовольствием поддерживает такое понимание, говоря, что средний класс - это доход в 19 тысяч рублей в месяц.
На самом же деле, богатство характеризуется возможностью потребления роскоши. Даже имея доход в полмиллиона в месяц, максимальный уровень достижимой роскоши - время от времени позволять одеваться в ЦУМе, а также обедать в хорошем ресторане, ездить на новой, но очень средней (до 1.5 млн) машине или каршеринге, покупать последний айфон в день выхода и даже менять бытовую технику по мере ее морального устаревания, а не из-за поломки, пару раз в год летать за рубеж (экономом), платить тетеньке за уборку квартиры раз в неделю, няне и/или репетиторам ребенка, не жаться на билеты в театры и на концерты и даже откладывать небольшую часть денег на "черный день" или консервативно инвестировать. Никаких квартир в центре, машин стоимостью в несколько миллионов, бриллиантов (ну, разве что якутских) и бизнес-классов.
Очевидно, что на сегодняшний день - это недостижимый для подавляющего большинства людей уровень жизни, но плюс минус именно так и должен жить обычный средний класс. И живет во многих странах, он вообще - основа экономики, как в смысле производства, так и в смысле потребления. При этом там никому не приходит в голову называть таких людей богатыми.
У нас - гигантский разрыв между бедными и богатыми, причем бедные настолько бедны, что считают слегка зажиточных нуворишами, а богатые - настолько богаты, что считают средний класс нищетой, опускающейся до того, чтобы появляться в одежде суммарной стоимостью меньше $1000 и пить вино за 700 рублей/бутылка.
А самая главная проблема заключается в том, что переход из нижнего класса в средний - чрезвычайно затруднен даже для хороших профессионалов, людей с высшим образованием, которым повсеместно, ну, может быть, кроме 3-4 мегаполисов, платят копейки. Конечно, сотни тысяч рублей в месяц покажутся несметным богатством.