Есть, действительно есть такие счастливчики, у которых генетически очень удачный нейромедиаторный обмен. И так хорошо у них выделяются серотонины, эндорфины и прочие амины, что вот просто ничем их не проймёшь. Хоть пожар, хоть смерть близкого человека, хоть крах бизнеса - они, конечно, попереживают, поплачут, они не бесчувственные чурбаны, но очень скоро их биохимия вернётся в равновесие. Штош, скажут они, жизнь продолжается, и она прекрасна.
Прекрасна она у них.
Я лично видела парочку таких людей. Подозреваю, именно их считают за "норму" те, кто искренне верит в счастье как постоянное состояние. Но это как считать за норму теленка с двумя хвостами.
С другой стороны, есть и те, у кого нейротрансмиттеры так неудачно работают, так быстро истощаются, так легко разлаживается их баланс, что состояния счастья им не испытать практически никогда. Вдумайтесь, никогда. Что бы они ни делали. И антидепрессанты таким людям помогают не ощущать жуткой, смертной тоски - но не "стать счастливыми".
А большинство из нас болтаются где-то между первыми и вторыми, и, представьте, любая точка на этой дуге - вполне себе норма.
3. Еще одна составляющая счастья - это ощущение, что нас видят и слышат. Именно нас, с нашими родинками, трещинками и неизбежными провалами.
Причем смотрят на нас ради нас самих, а не ради собственной выгоды. Мы, люди, видите ли, нуждаемся в этом очень сильно. Иногда гораздо сильнее, чем нам кажется. Это как с витамином D - вот вроде невидимая штука, а без него и иммунитет, и нервная система ни к черту.
***
Вот в этот третий пункт попадает психотерапия - и в него же, по идее, попадают любимые люди, семья, друзья, коллеги, попутчики в поезде, парикмахеры, тренеры в спортзале ет сетера.
Но, как ни странно, именно члены семьи из этого списка часто вываливаются. Потому что любить-то они нас любят, и бесплатно! Но довольно практично и утилитарно - то есть не столько хотят видеть и слышать нас, сколько жаждут быть увиденными и услышанными нами.
Даже лучшие из родителей, детей и мужей.
Да и не всё расскажешь членам семьи. Да и не всё они готовы слушать. И вообще не хотят, чтобы мы их расстраивали и пугали, особенно дети (тоже можно понять).
Психотерапия, простите за цинизм, хороша тем, что терапевта мы не обязаны слушать. И он не будет рассеянно кивать в ответ на наше сокровенное, дожидаясь, когда уже можно будет свое сокровенное вывалить на нас.
(поэтому есть люди, которым психотерапия не нужна и никогда нужна не будет - они в принципе никого никогда не слушают)
Психотерапия - не сборник рецептов, это инструмент. Такая лаборатория по изучению себя - эмоций, физиологии, того, на что наши нейромедиаторы реагируют хорошо, а на что так себе. Своего места в реальности, контуров этой самой реальности, возможностей, которые она нам дает (и которыми грех не воспользоваться).
Никаких пошаговых инструкций в психотерапии нет. А если вдруг они появляются, то вызывайте санитаров.
Может ли психотерапия научить нас добывать из себя эти пронзительные, ликующие переживания, которые мы называем счастьем? Нет.
Но достоверно повышает общий уровень благополучия. Особенно если добавить спорт, здоровый сон и хороших друзей. И регулярные осмотры у врачей, скучно добавлю я.
А на этом общем благополучном фоне, глядишь, искорка и проскользнет.
Например, мы празднично напьемся с друзьями.
Или удачно влюбимся.
Или прокатимся по зимнему лесу на снегоходе.
Или вдруг встретим пальто своей мечты.
Или сядем в тишине без никого с чаем и куском лимонного пирога.
И счаааастье."
(с) Анастасия Рубцова в фб