Автор Telegram-канала @ntnzn специально для @rt_russian Владимир Путин, кажется, взглянул на бизнес по-новому. По крайней мере, из его обращения по случаю коронавируса можно сделать такой вывод. Да и не только из одного обращения — из всех принимаемых мер.
Помните, как «тушили» кризис 2008—2009 годов? Били из всех брандспойтов, жгли резервы, выделяя ликвидность российскому «крупняку». Даже злосчастное «Ручку верни!» в адрес Олега Дерипаски тогда закончилось в итоге для миллиардера тем, что государство финансово помогло его компании в Пикалёве. Да и не только там.
Ставка на поддержку крупного бизнеса, конечно, дала результат: удалось избежать массовых увольнений, стабилизировать ситуацию в моногородах. Всё это взял на себя «крупняк». Но чего это стоило — в самом прямом, финансовом плане? За полгода (с сентября 2008-го по март 2009-го) государство потратило почти половину своих резервов — немыслимые $213 млрд. Что стало с деньгами (по крайней мере их частью), известно. «За год финансового кризиса число миллиардеров в России выросло почти в два раза — с 32 до 62 человек», посчитал тогда Forbes.
Вот и сейчас, помня о прошлом, именно крупный бизнес начал требовать от властей массовых вливаний, «вертолётной помощи», как это называют в США в память о высказываниях Милтона Фридмана и Бена Бернанка о разбрасывании денег с вертолёта для борьбы с кризисом. Когда деньги летят с неба, больше всех проглотит тот, у кого пасть крупнее. Поверьте, такой пасти, как у наших магнатов, в стране нет ни у кого.
А на средний и мелкий бизнес как повлияло бы разбрасывание денег с вертолёта? Вот в 2008—2009 годах государство выкупало зарубежные долги корпораций и переводило их в российские банки. Много у ресторанчиков, магазинов и автосервисов кредитов за рубежом? Думаю, около нуля. Миллиардеры требуют резко снизить ключевую ставку: «Посмотрите, как в США». Но для мелкого и среднего бизнеса удешевление кредита на 1—2% не играет роли. Зато снижение ставки параллельно обрушит рубль — и именно этого хотят крупные компании, в основном ориентированные на экспорт. Им плевать, что параллельно обесценятся зарплаты сотрудников. Вернее, не плевать — они именно этого и добиваются. Чтоб люди стали дешевле.
Любое «забрасывание экономики деньгами» неминуемо приведёт к обесцениванию этих самых денег, росту инфляции, падению курса рубля. Для крупного сырьевого бизнеса всё это звучит как сказка.
Но Владимир Путин, похоже, решил сменить ставку. Теперь помощь направляется либо напрямую людям, либо бизнесу среднему и мелкому. Для МСП — снижение налогов. Для них же — кредитные каникулы. И даже замена карантина на выходные дни — это тоже для малых и средних компаний. Хоть какая-то часть из них сможет продолжить работать и зарабатывать. Представьте, что бы с ними стало, если бы Москву окопали, как Ухань?
В этом плане показательны, конечно, налоги на выведенные дивиденды.
Точкой опоры для Путина стали не миллиардеры, вывозящие из страны нефть, уголь, металлы и кругляк, а пекари, рестораторы, айтишники и дизайнеры.
Так что знайте: теперь и хипстеры в Putin team. Хотя многие из них думают, что против