🔊 Актуальные вопросы построения защиты объектов КИИ. Сессия ответов на вопросы аудитории. Алексей Кубарев (ФСТЭК России):
• построение системы безопасности ЗОКИИ - обязанность владельца ЗОКИИ, для решения которой по его решению могут привлекаться организации-лицензиаты ФСТЭК России;
• разработка модели угроз - не лицензируемый вид деятельности, равно как и категорирование ОКИИ, поэтому для выполнения этих задач необязательно привлекать лицензиатов ФСТЭК России, но А. Кубарев рекомендует указанные задачи решать владельцам ОКИИ самостоятельно или с привлечением организации-лицензиатов ФСТЭК России (лицензия ТЗКИ с видом работ: создание систем защиты информации);
• базовый и базовый повышенный нарушитель из методики моделирования угроз соответствует базовому из БДУ;
• представление новой БДУ запланировано на начало следующего года;
• модели угроз для ЗОКИИ, не являющиеся ГИС, согласовывать с ФСТЭК России не требуется;
• водоканалы все ещё не являются СКИИ, если у них нет каких-то иных ИС/ИТС/АСУ из 13 сфер, предусмотренных 187-ФЗ;
• АСУ мини-котельной многоквартирного жилого дома - ОКИИ;
• некоторые муниципалитеты (на добровольных началах) и букмекерские конторы - СКИИ;
• отсутсвие ОКИИ подтверждается комиссией организации (соответствующим решением, оформленным документально в соотвествии с принятыми нормами делопроизводства);
• у СКИИ все ИС/ИТС/АСУ - ОКИИ независимо от функционирования в одной из 13 сфер, определённых 187-ФЗ (иными словами, если организация СКИИ, то целесообразно все принадлежащие ей ИС/ИТС/АСУ считать ОКИИ);
• ФСТЭК России не видит целесообразности в том, чтобы категорирование ОКИИ осуществлялось специально уполномоченным ФОИВ (никто лучше самого СКИИ не знает свои ОКИИ);
• несмотря на вступление с 01.09.2021 года поправок в КОАП, предусматривающих наказание за не создание систем безопасности ЗОКИИ, ФСТЭК России не планирует штрафовать СКИИ сразу (подход будет максимально лояльным, но учитывающим особенности СКИИ и конкретную ситуацию), избежать штрафа поможет, например, наличие плана (утверждённого) по созданию соответствующей системы безопасности ЗОКИИ;
• ФСТЭК России планирует издание методического документа по мерам защиты из 239-го приказа (по аналогии с мерами из 17-го приказа для ГИС);
• установление дополнительных требований по безопасности для незначимых ОКИИ не планируется (пока не планируется);
• у СКИИ обязательно должен быть штатный работник, ответственный за безопасность ЗОКИИ;
• подтверждено (хотя довольно косвенно и неоднозначно), что организации-лицензиаты ФСТЭК России (лицензия ТЗКИ с видом работ по аттестации ОИ), не могут осуществлять аттестацию собственных ОИ, данные работы могут быть проверены только с привлечением сторонней организации-лицензиата ФСТЭК России;
• ЦОД не становится СКИИ при развёртывании на его мощностях ЗОКИИ.