Вы, может быть, думаете, что главные ресурсы режима — нефть и газ. Это не так.
Нефть и газ — хорошие, нужные и важные вещи. Но главный ресурс режима — внешний враг. Режиму нужны постоянные самооправдания, а запущенная стратегия не оставляет простора для вариаций: только происками внешнего врага (и, разумеется, его пособников внутри страны) можно объяснять и собственные провалы, и отъем свобод, и репрессии любого масштаба.
Мы уже в той стадии, когда не важно, верит ли хоть кто-то этим объяснениям, хотя благодарные слушатели определенно есть — Путин верит и Патрушев верит, а какие еще слушатели в принципе нужны? Государство последовательно и, надо признать, успешно уничтожает любые возможности для обратной связи — независимые СМИ, реальную оппозицию, готовится к финальной атаке на социальные сети. Не имеет значения, воспринимают ли широкие массы те пугалки, которые старательно изобретают важные государственные люди — в конце концов, есть много способов помимо убеждения, чтобы держать население в узде, от разовых выплат и до омоновских дубинок. Но важен сам ритуал, важно произнести обвинения, важно не публику, а себя убедить, что ты на войне и у тебя великая миссия.
И тут нельзя переборщить, тут не может быть никаких «слишком»: чем нелепее будут эти самые обвинения, тем лучше. Американцы будут похищать наших спортсменов. Мечтают отравить воду в колодцах. Хотят добиться того, чтобы русский кот пушистый назывался словом cat.