Удивительная происходит в стране дискуссия по поводу выдвижения Романа Юнемана в депутаты государственной думы.
В публичной сфере границы дозволенного всегда обратно пропорциональны потолку возможностей. Мне это всегда было ясно по причинам вполне прозаическим – я ведь в своей жизни делал и панк-хардкор, и модные телешоу с суперзвёздами. И мне казалось, что это самоочевидно и остальным.
На ЗАКРЫТЫХ вечеринках любая Маша Малиновская может безобразничать так, что никаким панк-звёздам и не снилось. Но в кадре она всегда будет одетой с иголочки дорогой биксой, не болтающей лишнего и снятой максимально красиво. Потому что Дольче Габбана и Мерседес не хотят рекламировать себя посреди отвязных выходок пьяной оторвы по телевизору.
И наоборот, панк-стар может быть сколь угодно тихим застенчивым интеллигентом, но на сцене ему следует быть хотя бы немного отморозком. Таковы законы жанра.
Часть «русских националистов» возмутилось процедурой выдвижения Юнемана в госдуму. Мол, русским себя не провозгласил, хохла с позором не прогнал, не призвал к факельным шествиям на Кремль и всё в таком духе. А чего возмущаться? Всем ясно сказано: цена кампании 60 миллионов рублей. Ставка – вхождение в политический истеблишмент одного из самых богатых и серьёзных государств планеты. Ни один идиот при таких вводных не будет делать лишних движений.
Конечно же, Юнеман НИКОГДА не пойдёт в думу под лозунгом «я русский националист», потому что с такими лозунгами туда не попадают. А если и попадают – то либо в качестве спойлера, либо людей очень быстро и эффективно поправляют на месте. Таковы правила игры.
Конечно же, Юнеман НИКОГДА не даст трибуну Просвирнину. Одна нарезка с кадрами из его видео, где он переодет в нацистскую форму – и кампания провалена. То же самое касается Свята Павлова, Саши Скула, меня, далее везде. Ничего личного тут нет. Просто или-или. Выступать в нацистской фуражке под рёв толпы и ждать, что Почта России или МТС предложат на следующее выступление разместить на сцене огромный баннер с их логотипом – смешно.
Предложение публике человек сделал предельно понятное. Я иду в думу, намерения серьёзные, хочешь – включайся в дело. Деятели андеграунда в таких делах – сколь бы они ни были идейными и даже ресурсными – никому не нужны, «лучше с умным потерять, чем с дураком найти». Исключение – экстрим типа Майдана, когда важно обозначить участие в движухе всех слоёв общества.
Поэтому конечно же в кадре у Юнемана будут скучные люди со скучными лицами в скучных пиджаках, произносящие скучные речи. Иные ожидания заранее бесполезны.
Вообще, хороший политик – это «крепкий середняк». Человек, обделённый талантами, у которого все ползунки на ±50 из 100. Такие могут быть успешны. Талантливым же людям в политике делать нечего. У них харизма +100, зато сила воли 0. И всё – перед нами богемный артист, нуждающийся в покровительстве продюсеров, в политике такой человек ничего не добьётся (разве что в качестве ничего не решающего фронтмена вроде Зеленского – но это то же самое, что артист).
И так во всём. Слишком умный окажется уродом. Слишком творческий – сумасшедшим. Слишком хитрый – безнадёжно больным. В политике всё это неэффективно – нужна усреднённая серость. Это не оскорбление, а просто у всех людей по-разному распределены их сильные и слабые стороны. В политику должны идти, как говорят французы, ni beau ni laid. Ни красавец, ни урод. Ни горячий, ни холодный. «Николай Колосов».
Можно лишь предполагать, что у Ромы в результате получится. Диапазон – примерно от условного «Шаргунова» (приличный человек в госдуме, способный написать депутатский запрос, чтоб не щемили ополченцев) до условной Потупчик («работа с молодёжью»: как раз в Кремле после митингов Навального озаботились, что теряют юное поколение, а тут у человека несколько лет опыта). Это реальность, а картины, как Юнеман ведёт соратников на Кремль под имперскими знамёнами – фантазии. И когда в дело вложено 60 миллионов – фантазёры ему не нужны, а деятели контркультуры – тем более.