Отношения с евреями и самаритянами
Вопросам статуса и юридических особенностей положения евреев в империи было посвящено значительное количество законов, выпущенных в предшествующие правления. Один из наиболее значительных до-юстиниановких сборников законов, Кодекс Феодосия, созданный в правление императоров Феодосия II и Валентиниана III, содержал 42 закона, специально посвящённых евреям.[131] Законодательство хотя и ограничивало возможности пропаганды иудаизма, однако предоставляло еврейским общинам в городах определённые права.
С первых лет своего правления Юстиниан, руководствуясь принципом «Одно государство, одна религия, один закон», ограничивал права представителей других конфессий. Новелла 131 устанавливала, что церковный закон по своему статусу равен закону государства. Новелла 537 года устанавливала, что евреи должны облагаться полными муниципальными налогами, однако не могут занимать официальные должности. Синагоги разрушались; в остававшихся синагогах запрещалось читать книги Ветхого Завета по древнему еврейскому тексту, который должен был быть заменен греческим или латинским переводом. Это вызвало раскол в среде еврейского священничества; консервативные священники наложили херем на реформаторов. Иудаизм, согласно кодексу Юстиниана, не рассматривался как ересь и относился к числу лат. religio licitis, однако самаритяне были включены в ту же категорию, что язычники и еретики. Кодекс запрещал еретикам и евреям свидетельствовать против православных христиан.[131]
Все эти притеснения привели к тому, что в начале царствования Юстиниана в Палестине близкие по вере иудеи и самаритяне подняли восстание, которое возглавил Юлиан бен Сабар. При помощи арабов-гассанидов восстание было жестоко подавлено в 531 году. В ходе подавления восстания было убито и обращено в рабство свыше 100 тыс. самаритян, народ которых в результате почти исчез.[132] По свидетельству Иоанна Малалы, оставшиеся в живых 50 тысяч человек бежали в Иран за помощью к шаху Каваду.
В конце своего царствования Юстиниан снова обратился к еврейскому вопросу, и выпустил в 553 году новеллу 146. Создание новеллы было вызвано непрекращающимся конфликтом еврейских традиционалистов и реформаторов по поводу языка богослужения. Юстиниан, руководствуясь мнением Отцов Церкви о том, что евреи исказили текст Ветхого Завета, запретил Талмуд, равно как и его комментарии (Гемара и Мидраш). Допускалось использование только греческих текстов, наказания для диссидентов были усилены[131].