ЧТО ДЕЛАТЬ ВЗАПЕРТИ?
МОЯ ФИЛОСОФИЯ ВЫНУЖДЕННОГО ЗАТВОРНИКА.
Советов уйма. И психологов, и, просто, людей опытных. Но, как реально выдержать и не сойти с ума?
Хорошо, если у вас пентхаус в Москва-Сити, заряженный домашним кинотеатром, спортзалом и забитым холодильником. А если вы, как многие, живёте в малосемейке «хрущёвской блочной коробки»? Если у вас маршрут от спальни до кухни 2 метра, а не 152? Тут, конечно, тяжелее удержать себя в стабильном психологическом состоянии. Особенно, если не один, а рядом супруга, престарелая тёща, взрослый сын с невесткой и внучка.
Мой опыт своеобразен. Гауптвахта? Если сидишь в общей камере, там всегда найдётся тема для развлечения (разговоры, игра в карты). Армия – не зона, там психологического давления сокамерников нет. Если только караул не сволочи. Те могли устроить весёлую жизнь, но, это уже другая тема. И потом, на губе ты всегда знаешь, сколько сидеть. Есть свет в конце туннеля. А с коронавирусом остаются вопросы.
Бывает хуже. Одиночка 2,5 х 2,5. Кровать приносная, а вместо стула – скобы на бетонном полу. Сиживал я в такой десять суток, на губе в городе Мары, это Туркмения. Ужас. Но, опять же, не та тема. Офицерская камера? Тоже был такой опыт. Но, там уже интеллигентная компания, и передачи с воли (самогон, как машина времени, и непрекращающаяся «пуля» - преферанс).
В конце концов, в военном училище я прожил четыре года в казарме. Не в общежитии с кубриками, а в большой такой комнате на сто десять человек. С одним общим туалетом и умывальником. Это только кажется, что пространство огромное – целый этаж. Нифига подобного, всё сужается до вашего пяточка обитания. И этот мой пяточок должен быть и в квартире: вы должны ухаживать за ним (гигиена, порядок, суверенность).
Даже, не смотря на то, что кругом родные, я живу в футляре. Он – моя защита. Он позволяет мне в любое время быть с самим с собой наедине, и в окружающем шуме, при ярком свете, лёжа на диване или сидя с телефоном в руке. Но! Мой футляр сделан из особого материала. Он не мешает мне моментально переключать внимание на внешний мир. Сразу отвечать на вопросы родных, приходить им на помощь, если они и не просят.
И ещё – я должен уважать наличие такого футляра у каждого из живущей рядом родни. Видеть – человек хочет, чтоб его сейчас отвлекали, или не хочет. И зря его границы не разрушать. Вот тут вырастает ещё один принцип – терпимости, но, не беспредельной.
Коллективная жизнь – целая сеть переговоров и договорённостей. Если их кто-то нарушает, не кричать, а вести переговоры вновь, до результата.
Принцип личной занятости. Будешь сидеть всё время в кресле – сойдёшь с ума. Я сразу определяю для себя распорядок дня при заточении. В одно время подъём, в одно время приёмы пищи и промежуточные перекусы (после 18:00 не ем и не пью, стараюсь вернее). Обязательно зарядка и дыхательные упражнения на ночь. И ежедневный план
работ, с определением цели.
Ребята! Это всё на бумаге. В жизни всё мягче и твёрже, короче и длиннее, выше и ниже. Но тем интереснее. Главное, даже взаперти не прозябать, а жить.
А я, вот тут, ещё и небольшие ежедневные ролики пытаюсь снимать. Вот вам первый из них:
https://youtu.be/BAqgXRYc0Pw