ЗАХВАЧЕННЫЙ БУДЁННОВСК. Я ТАМ БЫЛ. ВИДЕЛ КРОВЬ, И РЫДАНИЯ, И ПЕРЕСТРЕЛКИ. ТАМ БЫЛО ВСЁ, КРОМЕ СОСТРАДАНИЯ. ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД, КАК ВЧЕРА.
Шамиль Басаев. В официальных источниках – десятки терактов, которые он провёл или организовал. Но. Они начинаются с Будённовска, с захвата двух тысяч беременных женщин, рожениц и грудных детей. Джигит, ничего не скажешь…
А захваты заложников до войны в Чечне? С элементарным требованием денег и безопасного отхода. И всё сходило с рук. Почему зверя, попробовавшего человеческой крови, обязательно выслеживают и убивают? Почему так долго ходил по свету бандит Шамиль? Не знаю точно. Говорят, у него система безопасности была выше, по качеству, чем у иных президентов… не знаю.
Я попал в Будённовск в ночь перед штурмом. Странное было время… Бесхитростное. Репортёров, сотню человек, заманили в клуб, а утром, когда спецназ пошёл в больницу, их попытались запереть. И был бунт, с выбитыми дверями и растоптанными милиционерами. Но, дальше первого кольца оцепления пройти не удалось.
Я прибыл в Будённовск из Чечни, и всех тех, кто окружал, блокировал, не пускал, - я их знал прекрасно, поэтому сразу же оказался у захваченной больницы. Потом отправился на поиски погибших «альфовцев», шарахаясь между нашими и боевиками, а уже шёл штурм, потом находился за больничными гаражами (кто в теме, поймёт, что это за место)…
Видел депутатов и психотерапевтов, авантюристов и генералов-силовиков… Все были в нокауте. Что делать-то? Штурм не пошёл, начались потери у «Альфы», у ребят из МВД. Удалось ворваться в одно крыло, но удержаться в здании возможности не было. Несколько дней кошмара: местная баня превращена в морг, туда свозили погибших (бандиты, вышагивая к больнице убивали и убивали), трупы лежали у стен больницы, их не было возможности унести.
Странное время… Власти сами формировали «басаевский пул», собирая журналистов на пресс-конференцию главного террориста. Они там вместе смеялись, обсуждали биографию боевиков, слушали доклад Басаева о том, кто он и зачем пришёл. Потом пресс-служба МВД занялась списками добровольцев-заложников, в которые записались, в основном, репортёры. Они и сопровождали Басаева обратно, домой, после
успешно проведённого им теракта.
Для меня знаете, что за беда? Беда в том, что мы не знаем людей, которые предали народ. Предали на блокпостах, пропуская грузовики с бандитами десятки раз, в то время, когда они должны были лечь костьми, но не пропустить. Их портреты должны висеть в каждом российском сортире, даже сейчас, чтоб люди мочились на них.
Вторая беда – мы не поняли, что тогда сделал Виктор Степанович Черномырдин. Он совершил подвиг. Он взял всю грязь на себя… Он остановил убийство спецназовцев и заложников. Если бы тех, кто, до сих пор передразнивает Черномора в его телефонном разговоре с бандитом: «Алё? Это Шамиль Басаев?»… Если бы таких самих бы послать на штурм, я бы посмотрел, как они бы запели. Я там был. Имею право на мнение.