Если бы Урсула Ле Гуин не написала ничего, кроме «Уходящих из Омеласа", то все равно стала бы классиком. Небольшая притча, которая поражает парадоксальностью сюжета и его же безвыходной правдивостью. Причём правдивостью не буквальной, видимой, очевидной, а правдивостью даже не столько осознаваемой, сколько распознаваемой всем порядком вещей, который сложился вокруг нас.
Фабула "Уходящих" проста. Есть счастливый город Омелас, город у моря, "наполненный гулкой перекличкой колоколов, взметнувшей ласточек в поднебесье", населённый счастливыми людьми, празднующими каждый день своей жизни. У них нет ни монархии, ни рабства, царит согласие, мир и любовь и даже погода всегда прекрасна.
Что же является главным условием этого беспечального существования? В подвале одного из прекрасных домов находится зловонный чулан, в который почти не проникает свет. В чулане, в сырости и вони сидит слабоумный, измученный ребёнок. Иногда "дверь, ужасающе скрежеща, распахивается, и на пороге оказывается человек или несколько. Обычно один из посетителей входит и, ни слова не говоря, грубым пинком поднимает ребенка на ноги, остальные смотрят из-за двери, и лица их искажены отвращением и страхом. Вошедший торопливо наполняет миску кашей, а кувшин водой, дверь захлопывается снова, и испуганные глаза исчезают". Ребенок плачет и просит его выпустить. "Но никто ему никогда не отвечает".
Все до единого жители Омеласа, знают об этом ребенке и каждому известно, "что общее их счастье, благополучие целого города, прочность дружбы и семейных уз, здоровье собственных детей, мудрость учителей, искусство мастеровых, даже урожайность полей и благосклонность небес — все, буквально все целиком и полностью зависит от нескончаемых страданий этого единственного ребенка".
Но ничего сделать нельзя. Нельзя вывести ребенка из грязной дыры на свет божий, нельзя отмыть и накормить, нельзя приласкать - если сделать так, в тот же день и час рухнет благополучие Омеласа, исчезнут бесследно блеск, процветание, счастье всех его обитателей.
Но время от времени кто-то из жителей города не выдерживает и уходит из Омеласа. Эти люди никогда более не возвращаются. Куда они идут? Ясно, откуда они уходят, но все-таки куда они идут? "Но, похоже, они все-таки знают, куда идти, — эти люди, уходящие из Омеласа".
Эта вещь точно описывает мировые императивы последних лет. Всегда благополучие большинства строится на страданиях и смерти некоего меньшинства. И вот Путин впервые заявляет, что ради победы над болезнью будут защищать и спасать самых незащищенных. Тех, кем обычно осторожно, неявно жертвовали.
Об этом и говорили мы сегодня у Владимира Соловьева.
https://youtu.be/18hWco7_rGE