Под занавес прошлой недели российскую деловую прессу накрыло сенсацией. Повод дал основатель и глава компаний Tesla и SpaceX. Илон Маск. Он не только неожиданно согласился принять участие в проходившем у нас “Марафоне знаний”, но и высказался, хотя и весьма расплывчато, о возможности, организации бизнеса Tesla в России.
Длившийся менее 30 секунд ответ на вопрос о том, когда компания придет на наш рынок, был воспринят чуть ли не как обещание открыть на территории страны сборочный завод. мНе успел эксцентричный миллиардер закончить свое короткое, но вполне комплиментарное выступление, в конце которого в очередной раз объявил себя пришельцем из будущего, как соцсети накрыла пиар-вакханалия. Минпромторг в твиттере пригласил Маска приехать обсудить открытие завода в России и напомнил о государственных мерах поддержки компаниям, которые локализуют производство на территории страны. Губернатор Калужской области Владислав Шапша предложил в телеграм-канале свой регион в качестве площадки для нового завода. Он был первым из глав регионов. Следом с аналогичным предложением, но уже в твиттере подоспел глава Подмосковья Андрей Воробьев. Но он , в отличие от калужского коллеги, обратился к Маску по-английски. Видимо, поэтому и задержался. А дальше сообщения в твиттере, телеграме, инстаграме посыпались, как из рога изобилия.Заполучить предприятие на свою территорию попытались Удмуртия, Калининградская, Орловская, Свердловская области.[c] Кто соблазнял Маска людьми, кто климатом, кто налоговыми льготами и преференциями и уникальной логистикой. Даже столичные власти поучаствовали. Градоначальник, конечно, до таких глупостей не снизошел, но его заместитель по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов пообещал оказать все необходимое содействие для локализации производства Tesla в Москве.
Вся эта немного стыдная возня вокруг шкуры неубитого медведя, как мне кажется, прекрасно иллюстрирует то, как изменилась российская экономика за последние полтора десятка лет. В “нулевых”, когда Россия была одним из самых перспективных рынков в мире, ведущие производители, причем не только автомобилей, выстраивались в очередь, чтобы открыть у нас сборочные предприятия, соглашались на самые жесткие графики локализации производства, вкладывались в развитие инфраструктуры и обучение персонала. Сейчас же в России годами съеживающийся платежеспособный спрос и непомерно высокие политические риски. Если же говорить об электрокарах от Илона Маска, то их за все время их производства в России купили немногим более 700. Штук, а вовсе не тысяч. В том числе потому, что тут банально отсутствует инфраструктура, необходимая для их использования. У нас практически негде зарядить аккумуляторы. И я сильно сомневаюсь, что в обозримом будущем ситуация радикально изменится. Просто потому, что у российских властей, как, впрочем и у Илона Маска, семь пятниц на неделе. То они провозглашают курс на тотальную газификацию автотранспорта и строят планы развития соответствующей инфраструктуры, то вдруг увлекутся водородом, то, глядя на Европу, вспомнят про электромобили.
Что же до Илона Маска, то его репутация технологического гуру в последние пару недель несколько пошатнулась. После взлетов и обвалов биткоина, вызванных, в том числе твитами Маска, многие его фанаты превратились в хейтеров, которые подозревают главу Tesla в намеренном манипулировании рынком. Так что подогреть местных поклонников туманными обещаниями лишним не будет. Тем более, что акции компании у российских частных инвесторов по популярности стоят на первом месте. А котировки этих бумаг в последние месяцы, мягко говоря, разочаровывают. После январского рекорда в районе 900 долларов они упали более чем на треть. Прошлая неделя закрылась ниже 580 долларов за акцию. И я думаю, что это еще не конец. Не исключаю , что в этом году у желающих еще будет возможность купить их по 400 долларов - там будет проходить своеобразный “рубеж обороны”. Если же и он не устоит, то и 300 увидим.