🇿🇲 В Замбии адок. Популярный нигерийский пророк Seer1, в миру известный как Эндрю Эджимаду, в своем видеообращении заявил, что содействовал победе на выборах и приходу к власти в 2016 г. ряда членов нынешнего правительства "Патриотического фронта", и потребовал от министров, парламентариев и чиновников компенсации за свои сверхъестественные услуги под угрозой смерти.
Министр туризма Замбии Рональд Читотела уже запаниковал и
выслал пророку деньги, другие члены кабмина пока что отказались комментировать угрозы Seer1. Вместе с тем в сети опубликовали снимки главы минюста Гивена Лубинды и других политиков, где
отчетливо виден перстень с черным ониксом, считающийся характерным атрибутом последователей Seer1.
В Замбии помешались не только верхи. Все зимние месяцы в городах Чингола и Китве, что в Коппербельте, свирепствует эпидемия ритуальных убийств и обвинений в колдовстве. Ответственная за обуздание этого безумия комиссар полиции Коппербельта Черити Катанга
заявила главе МВД, что подозреваемые обернулись в кошек при попытке ареста, но полиция будет и дальше искать виновных, благо, что колдовство здесь - уголовно наказуемое деяние (ст. 90 УК).
О невидимых силах, духах и особенно - ведьмах и колдунах, рассуждают в Замбии пусть и не охотно, но столь деловито, конкретно и прагматично, что начинаешь в это верить. Долгое время колдуны и ведьмы считались атрибутами "темной" деревни, но Замбия блестяще опровергает этот предрассудок. Колдовство здесь - факт повседневной городской жизни, оно заселило печатную прессу и добралось до благополучных компаундов и даже правительственных офисов. Колдуны - причины увольнений, измен, аварий, неудач, богатств и карьерных взлетов, они летают по ночам на гиенах или кроватях (иногда разбиваются), сооружают хитроумные бомбы из высокотехнологических частей вперемешку с травами и куриным пометом, стреляют из особых пушек духами предков на неограниченные расстояния. Поиск ведьм и колдунов - особая индустрия, которой занимаются охотники -
мучапе.
Можно подумать, что все дело в локальной специфике и темности населения. Ничего подобного. Скажем, по США в не столь далекие от нас 1980-е тоже прокатилась целая "сатанинская паника". Просто колдовские психозы особенно активизируются в кризисные эпохи. Вообще, сложно найти более выпотрошенную страну, чем Замбию. Десятки перемешанных народов оказались стиснуты в расчерченные по линейке границы, лишены земли и элементарных навыков земледелия и вынуждены добывать медь для всяких китайцев, пару раз в год выступая на якобы традиционных церемониях с потешными вождями и пластиковыми масками. Замбия так и не оправилась от падения цен на медь в 1980-х гг., отбросившего страну на задворки Модерна, в объятия меланхолической эстетики распада.
Сердце этой постколонии - Коппербельт, буквально - "медный пояс", дезориентирующий и грязный ржавеющий муравейник, изъеденный ядовитыми отходами и зияющими пастями полузаброшенных шахт. Картина, приводящая в ужас не только наблюдателя, но и местного жителя, подчас - достаточно образованного и осведомленного о мире. Среди вихрей социальных антагонизмов в дряхлеющем урбанизированном Коппербельте не чувствуется ни общества, ни традиций. Вместе с тем всем нужно как-то зарабатывать на жизнь, некоторым - оправдывать собственные неудачи, а третьим - наживаться на ближнем. Со временем приходит понимание, что трущобы и рабочие поселки населены даже гуще, чем кажется. Без развитого потустороннего бестиария, которому позавидуют вселенные "Сверхъестественного" и "Зачарованных", здесь можно свихнуться. Духи и ведьмы ежедневно приходят на помощь одним и вредят - другим. Другое дело, единожды призванные, они уже начинают влиять на людей - в денежных переводах, разговорах, косых взглядах, страхах и ожиданиях. Целая экономика тревоги и фортуны.