Как будем голосовать за Конституцию
Утечка после встречи представителя ЦИК Евгения Калошина с активом КПРФ сделала более понятным, как будет устроено голосование в поддержку поправок в Конституцию. Среди принципиальных моментов:
1. Вопрос будет один – «за» или «против» введения всех поправок чохом, но точная формулировка пока не определена. Таким образом, варианта, допустим, поддержать социальные поправки и не поддержать политические у избирателя нет.
2. Итоговые протоколы голосования будут включать только шесть строк: количество участников, количество голосов, количество действительных бюллетеней, количество недействительных бюллетеней, число голосов «за», число голосов «против». Для сравнения: при проведении не «эксклюзивного», а обычного, описанного в законе референдума итоговый протокол должен включать 19 строк. В частности, учитываются отдельно проголосовавшие досрочно и проголосовавшие на дому. Досрочное и, особенно, надомное голосование являются, как известно, главными источниками возможных манипуляций.
3. Досрочное голосование расширяется беспрецедентно: заявления на него принимаются за три недели до дня выборов, голосовать можно за три дня до дня выборов.
4. Надомное голосование будет использовано «без ограничений». По закону для «неэксклюзивных» выборов и плебисцитов, голосовать на дому может только избиратель, который не может в силу объективных причин прибыть на участок. «Без ограничений» явку избирателей можно обеспечивать простым переписыванием домовых книг.
5. Может быть открыто практически любое количество участков. В частности, право открыть участок будет у любой организации с численностью сотрудников свыше 200 человек. Дополнительные участки – мощный фактор обеспечения так называемых «каруселей», когда специально подготовленные избиратели являются сразу на несколько участков.
6. Наблюдателей на выборы будет направлять исключительно Общественная палата. Никакие представители партий, общественных организаций, гражданских объединений на «эксклюзивный» плебисцит допущены в качестве наблюдателей не будут.
Параллельно стало известно, что задание регионам из АП (мы
писали об этом 15.02) скорректировано в пользу увеличения: с 60% явки и 50% «за», до 60% явки и 70% «за».
И действительно, без всяких кавычек эксклюзивными условиями проведения голосования, которые стали известны теперь, это задание представляется даже мягким. В таких условиях можно смело обеспечить и 80/80 и 90/90, да даже и 100% не представляется чем-то принципиально невозможным.
К сожалению, плюсы такого подхода к проведению голосования практически ничем, кроме внешних приличий, не ограниченного референдума сводятся лишь к возможности устроителям публично ссылаться на результаты. На фактическую легитимность – искреннее признание обществом результатов и внутреннее убеждение, что все, в целом, правильно – методика проведения голосования окажет отрицательное воздействие. А реальная цель, ради которой весь этот огород городится, - не болтовня ответственных чиновников в будущих интервью, а именно легитимность, консолидирующая общество.