Вставляя 5 копеек
 в дискуссию о светлом электронном будущем, возникшем по инициативе канала «Политика онлайн», хотелось бы
 в первую очередь остановиться 
на вопросе об электронном голосовании.  
Уже поступает 
информация, что электронное голосование будет официально использовано во время проведения голосования по поправкам к Конституции.
 Главным хабом голосования должна стать уже существующая  инфраструктура, в особенности 
портал «Госуслуги», и если очередной эксперимент пройдет удачно, то нет никаких сомнений, что подобная практика будет продолжаться и дальше. 
Но, как раз в успехе эксперимента и возникают сомнения. Первый блин - электронное голосование в некоторых районах Москвы во время осенних выборов в Мосгордуму, может и не вышел комом, но стал мишенью для критики по проблемам защищенности от взлома и закрытости от манипуляций. Да и количество проголосовавших от общего числа избирателей было символическим (чуть менее 10 тыс. избирателей). 
Вызывает вопросы и выбор портала «Госуслуги» как главного хаба для голосования: буквально только что портал 
столкнулся с критикой президента, недовольного тем, что сайт не смог принять большое количество желающих оформить получение дополнительных пособий для детей младше 16 лет. 
Если «Госуслуги» не справляются с такой чрезвычайно насущной задачей сегодня, что же будет завтра, когда миллионы людей захотят проголосовать онлайн? К тому же, не нужно сильно разбираться в политтехнологиях, чтобы понимать все 
риски от сырой, и малоконтролируемой со стороны большинства политических акторов и гражданского общества технологии. 
При этом
, Госдума, 
вроде бы находясь в общем тренде, предлагает гражданам участвовать в референдумах и выборах федерального уровня по почте, что на мой взгляд и вовсе архаизирует понятие «дистанционного голосования». Не думаю, что почтовые отделения научились использовать блокчейн-технологии для сохранения полной анонимности голосующего. 
Получается, под угрозой находится сам принцип тайны голосования.
Вопрос серьезный, и ведет за собой другие вопросы об общем состоянии отечественной электронной инфрастуктуры. «Политген» 
вчера комментировал недавний отказ от создания интернет-версии «Большой Российской Энциклопедии», где очевидная вторичность мотивов повлекла за собой провал проекта. 
Короче, сегодня есть исторический шанс организовать по-настоящему передовую инновационную политическую практику, чтобы не оглядываться вечно с завистью на «прекрасный опыт Эстонии». Но непрозрачность процедуры может привести к 
утрате доверия в целом к электронным технологиям в политическом процессе, в жизнеспособности которых 
в будущем пока сомневаться не приходиться.