На днях был частично обнародован региональный
рейтинг «Административное давление-2020», составленный усилиями бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Рейтинг призван отразить степень давления контрольно-надзорных органов на предпринимателей в регионах. В индексе зафиксировано давление семи контрольно-надзорных органов: МЧС, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора, весогабаритного контроля и жилищных инспекций. Для каждого из этих ведомств рассчитываются четыре параметра по региону: репрессивность (доля предупреждений от числа наказаний), обход проверок (доля штрафов, которым не предшествовали проверки), фискальная ориентированность (рассчитывается по объему штрафов) и эффективность риск-ориентированного подхода (доля предпринимателей, подвергнутых контролю). Из получившихся оценок выводится сводный индекс.
Уточним, что речь идет о деятельности преимущественно федеральных ведомств на территории субъектов федерации. Поэтому хвалить или ругать губернаторов на этом основании не следует. Но все же главы регионов могут и должны организовывать взаимодействие с контрольно-надзорными регионами, учитывая, что состояние МСП влияет и на бюджетные доходы, и на общественно-политический климат.
Интересно, что по итогам 2019 года лидеры и аутсайдеры почти полностью обновились по сравнению с рейтингом за 2018 год. Это свидетельствует об очень изменчивых установках и принципах работы проверяющих органов в регионах. Удалось сохранить свое положение в списке регионов с наименьшим давлением только Удмуртии, спустившейся с первой на вторую строчку.
Наиболее проблемной ожидаемо выглядит ситуация на Северном Кавказе. Сразу три республики вошли в число регионов с максимальным давлением со стороны контрольно-надзорных органов: Кабардино-Балкария, Дагестан и Чечня. В то же время предпринимательский климат в Адыгее, напротив, был оценен как один из наиболее благоприятных. Так что теперь Адыгея наряду с Ульяновской областью, Удмуртией, Карелией и Приморским краем оказалась в числе лидеров рейтинга. Любопытно, что страдает под административным давлением бизнес не только в экономически неразвитых регионах. В группу аутсайдеров попала Иркутская область с ее очень активным и разнообразным бизнесом. Не лучшим образом выглядят Волгоградская область и Республика Коми. Столичные регионы оказались ближе к середине рейтинга: 42 строчку заняла Москва, 59 и 60 – Московская область и Санкт-Петербург соответственно.
Маловероятно, что на основе этого рейтинга будут сделаны какие-либо оргвыводы. Но в условиях, когда малый и средний бизнес в регионах находится сейчас в тяжелом положении, и на фоне многочисленных действий и заявлений федеральных и региональных властей, выступающих за снижение административного прессинга, становится понятным, где есть наиболее насущная потребность в смягчении режима. Необходимым становится и более активное подключение губернаторов к решению проблем в отношениях между контрольно-надзорными органами и бизнесом. Несомненно, это необходимо сделать главам регионов, которые идут на выборы, например, Кобзеву и Уйбе.