Анализ региональной бюджетной статистики за январь-апрель ожидаемо высветил негативные тенденции. Сокращение доходов консолидированных региональных бюджетов теперь стало общим трендом – по регионам в целом они упали на 1,2%. Правда, спад продемонстрировали только 34 региона, но среди них много экономически развитых субъектов федерации, что и создает общий негативный уклон. Еще важнее тот факт, что сокращение идет по линии налоговых и неналоговых доходов – 6,1%, тогда как относительную устойчивость обеспечили федеральные трансферты, выросшие на 30,3%.
Худшую общую динамику – более 20% спада бюджетных доходов - показывают три региона – Кемеровская область, ставшая главным аутсайдером, утрачивающий имидж «островка стабильности» Татарстан, где впереди выборы главы, и Астраханская область. Спад более 10% демонстрируют важнейший регион ТЭКа – Ямало-Ненецкий АО, «металлургическая» Вологодская область, казалось бы образцовые промышленные Пермский край (где тоже скоро выборы) и Тульская область, а также Удмуртия и Хакасия. Анекдотическим образом в этой же группе оказались все три соседних региона, в отношении которых было столько полемики по поводу их возможного (или скорее невозможного) объединения – Архангельская область, Ненецкий АО и Республика Коми. И там это тоже не лучший фон для выборов.
Поскольку федеральный центр помогает трансфертами (сокращение трансфертов случилось в четырех регионах – как на подбор с губернаторами, считающимися любимчиками центра, - в Забайкалье, Архангельской, Астраханской и Калининградской областях), провал идет по линии налоговых и неналоговых доходов, которые выросли лишь в 23 субъектах. По этой линии тройку аутсайдеров составили Хакасия, Кузбасс и Татарстан, очень плохие результаты продемонстрировали Пермский край, Республика Коми, Астраханская и Тульская области, Ямало-Ненецкий АО.
Главный провал виден в случае налога на прибыль, отражающего состояние крупного бизнеса (минус 11,1%), и налогов на совокупный доход, показывающих самочувствие малого бизнеса (минус 15,8%). В первом случае наихудшая ситуация в Хакасии и Туве, где собрали лишь треть от того, что было за тот же период в прошлом году. Лишь половину или хуже того получили от налога на прибыль Кузбасс, Татарстан, Республика Коми, Карелия, Тульская область. Серьезно просели также Ямало-Ненецкий АО, Пермский край, Башкирия и др. Мы видим здесь плохие результаты и лидеров ТЭКа, и машиностроения, и металлургии.
Что касается налогов с малого бизнеса, то полный провал настиг два слабых региона – Ингушетию и Ненецкий АО. Очень значительное сокращение (более 20%) обозначилось в регионах, кажущихся для бизнеса благополучными – Тюменской области (где еще и произошло самое значительное по стране сокращение поступлений от налога на доходы физических лиц, что вообще выглядит странной сенсацией) и Пермском крае. К ним добавились еще ряд примечательных регионов – с предстоящими выборами (Архангельская область, Республика Коми, Костромская область, Камчатка), с разрекламированным губернатором-технократом (Новгородская область), а также Удмуртия и Ставропольский край.
Хорошие новости есть, но их мало. По НДФЛ и акцизам сокращения доходов в целом по регионам страны пока не видно. Есть случаи очень хорошего роста бюджетных доходов, особенно интересные в Ханты-Мансийском АО и Якутии, где региональным бюджетам очень помогли крупные компании, нарастившие выплаты налога на прибыль. И любопытен контраст между успешным ХМАО, главе которого, кстати, скоро предстоят непрямые выборы, и «страдающим» ЯНАО. Неплохо себя чувствуют республики Северного Кавказа и Крым. Но основные тенденции остаются прежними и негативными – региональные бюджеты выживают скорее за счет помощи федерального правительства, а бизнес, как крупный, так и малый вынужденно сокращает поступления в казну. Провалы ряда опорных индустриальных регионов, а также субъектов федерации, где предстоят выборы губернаторов, выглядят особенно настораживающими.