Антинаркотический рейтинг эффективности регионов за 2019 год недавно был
опубликован общественной организацией «Трезвая Россия». Рейтинг не является официальным, непосредственно данной организацией он позиционируется как экспертный, хотя состав команды экспертов не оглашается. Тем не менее, результаты могут представлять некоторый интерес.
При составлении рейтинга измерялась эффективность антинаркотической работы в субъектах РФ. Для этого использовались данные Росстата и профильных ведомств. Критериями оценки стали количество смертельных отравлений наркотическими и психотропными веществами; численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях; количество людей, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения; количество выявленных административных правонарушений и уголовных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Все показатели приводились к 100 тыс. населения региона.
Значения показателей регионов по каждому критерию, увы, не приводятся. Субъекты РФ проранжированы сразу по итоговому баллу.
Аутсайдерами рейтинга стали Хакасия, Челябинская область и Подмосковье. В последнюю 20-ку вошли сразу шесть регионов Дальнего Востока (Магаданская, Сахалинская и Амурская области, Камчатский и Приморский края, Еврейская АО) и четыре региона Сибири (помимо Хакасии это Тува, Омская и Кемеровская области). Лучших результатов, по мнению авторов рейтинга, достигли Чечня, Ненецкий и Чукотский АО.
О наличии проблем в сфере наркооборота в Сибирском федеральном округе говорилось и в последнем официальном
докладе государственного антинаркотического комитета о наркоситуации за 2018 год. Тогда в Сибири был зафиксирован второй по величине показатель отравлений наркотическими веществами, выше – только в Северо-Западном ФО. В рейтинге «Трезвой России» из СЗФО в аутсайдерах оказались Санкт-Петербург и Ленинградская область. Касательно Московской области в докладе упоминалось наибольшее количество выявленных подпольных лабораторий. А вот тройка лидеров антинаркотического рейтинга (Чукотка, НАО и Чечня) в опубликованной выжимке из официального доклада не упоминается, что может быть косвенным подтверждением заслуженности их лидирующих позиций.
Оборот и потребление наркотических средств оказывают влияние на многие социальные показатели. Поэтому затронутая тема, как и прежде, стоит достаточно остро, а борьба с наркотиками остается стратегически важной задачей и для региональных, и для федеральных властей. В начале этого года МВД был обнародован
проект президентского указа, утверждающего новую стратегию государственной антинаркотической политики до 2030 года. Пока документ еще не принят – проводятся общественные обсуждения и антикоррупционная экспертиза. Вполне возможно, что в условиях растущего внимания федеральных властей к вопросам здравоохранения борьба с оборотом наркотиков будет отчасти учитываться при оценке эффективности работы региональных властей, хотя она и не является для них профильной.