
То, что всем на пять лет придется дольше работать, плохая новость. Можно сколько угодно говорить, что если этого не сделать, то экономика рухнет, рубль превратится в пыль, а солнце погаснет, но даже перед лицом неотвратимого - это плохая новость. Никто не хочет вставать раньше, получать меньше, работать дольше.
Но за все время дискуссии о пенсионной реформе Путин стал, по сути, первым человеком, который по-человечески обратился к людям. Во всей этой пенсионной суете больше всего и раздражало народ то, что все делалось как бы за его спиной. Никто же не спрашивал - хочешь ты или нет?
Просто по-человечески объяснить даже в принципе понятное ведь можно? Переступить через все и отнестись к людям, на которых ложится нагрузка, с уважением. Сказать им - никак иначе, извините.
Путин сделал это.
Полчаса он на пальцах показывал расклады и расчеты, объяснял и растолковывал. Не перекладывал вину ни на руководство 90-х, ни на правительство, ни на ситуацию в мире. Он взял на себя эту неприятную обязанность - сообщить стране, что нет другого варианта, что все остальные шаги и даже их отсутствие - гораздо хуже.
Мог ли он этого не делать? Конечно, мог.
Мог уйти от разговора, переложить на принимающих закон депутатов, занять чем-то более позитивным.
Но он записал специальное телеобращение, и теперь долго в народной памяти останется не только "при Путине Крым вернули", но и "при Путине пенсии отодвинули". И на это нужно отдельное мужество.
Путин его в себе нашел.