Значительные взлеты и падения демонстрирует
рейтинг регионов по активности поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) за 2019 год, разработанный Минэкономразвития и АСИ.
Лидерами рейтинга стали 9 регионов. Как и в 2018 году, в девятку вошли ХМАО, Хабаровский край, Якутия, Ярославская и Самарская области. Список регионов, в которых власти активно работают с НКО, выглядит разнообразным. Неожиданным кажется лидерство Хабаровского края, сохранившееся при арестованном ныне губернаторе Фургале. Любопытны прекрасные результаты Ярославской области при губернаторе-силовике Миронове. Новичками в девятке стали вполне продвинутые субъекты - Татарстан, ЯНАО, Тюменская область и Москва, а «испортились» и выбыли Башкортостан и Новгородская область (с огромным падением), Пермский край и Сахалин.
В хвосте рейтинга 10 регионов, которые мягко названы «регионами с наибольшим потенциалом роста». Этот сомнительный статус сохранили с прошлого года отстающие республики - Тыва, Марий Эл и Карачаево-Черкесия, а также ряд пассивных областей - Брянская, Саратовская и Курганская. Курская область и Чечня потеряли за 2019 год немного баллов и тоже входят в десятку аутсайдеров. Ингушетия и Псковская область оказались на втором и третьем местах с конца, потеряв сразу три десятка позиций. Зато повысили позиции в рейтинге, покинув группу отстающих, Чукотка, Калмыкия, Калужская и Кировская области. Как видно, хуже всего положение дел с НКО и их поддержкой властями в южных республиках и периферийных областях.
Даже большее значение, чем лидерство и отставание регионов по результатам 2019 года, имеет динамика итоговых баллов. Более всех за прошлый год повысили свой итоговый балл все-таки республики - Татарстан, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, к которым примкнул Краснодарский край. В результате Татарстан поднялся с 25 до 2 места, Чувашия – с 69 до 18, Калмыкия – с 81 до 36, Адыгея – с 45 до 10 места, догнав лидеров рейтинга, а Краснодарский край – с 46 до 11 места.
Негативная динамика особенно ярко выражена у восьми регионов: у Омской и Томской областей, Башкортостана и Алтайского края результат снизился на 10-11 баллов, у Псковской области на 12,5, у Ингушетии на 14,7, у Нижегородской на 16. Стремительное падение испытала Новгородская область – ее результат снизился на 27,6 баллов, в результате чего она перешла из группы лидеров в число регионов, «делающих первые шаги к успеху», выражаясь политкорректным языком авторов рейтинга. Ее не спасло даже то, что губернатор Никитин прежде возглавлял АСИ, составляющее данный рейтинг. Примечательно, что ухудшают позиции регионы, вовсе не кажущиеся такими уж отсталыми, что откровенно свидетельствует о недоработках губернаторов. Отсюда ухудшение ситуации с НКО в ряде регионов Западной Сибири и в Нижегородской области, хотя ее принято считать продвинутой.
В рейтинге также представлены подрейтинги по учитываемым показателям. Например, в ЯНАО, ХМАО, Краснодарском крае, Ярославской и Пензенской областях все 100% муниципальных районов и городских округов реализуют программы по поддержке СОНКО. Самый большой объем субсидий для поддержки СОНКО выделяет Ярославская область. А в Астраханской области самая высокая доля негосударственных медицинских организаций, что в принципе характерно для многих южных регионов.
Подобный рейтинг очень важен в период попыток достичь большего участия негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг. Особое значение приобрело внимательное отношение государства к СОНКО в период пандемии, ведь зачастую именно они оказывают гражданам необходимую социальную помощь, в том числе в сфере здравоохранения. Но различия между политикой губернаторов в отношении СОНКО остаются огромными. Опыт лучших регионов требует изучения и более широкого внедрения, да и давно пришла пора считать отношение к НКО одним из губернаторских KPI.