Согласно данным Минфина, в 2020 году расходы регионов выросли на 14,8%, что обусловлено не столько их хорошим состоянием, сколько бременем, которое они взяли на себя в период пандемии. Более всего нарастила расходы сильно пострадавшая Тува – на 42,7%. На 30-40% выросли расходы южных республик – Дагестана, Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии, Калмыкии, а также Севастополя. Такие результаты связаны с увеличением расходов на здравоохранение, а для Чечни – на социальную политику. Значительно увеличились расходы еще в ряде слаборазвитых субъектов: на 34-35% в Еврейской АО, Марий Эл и Хакасии, на 30-32% - в Карелии и Амурской области.
Снизились расходы только на Сахалине и Чукотке, которым федеральный центр урезал трансферты. А еще в двух регионах расходы выросли менее чем на 5% - в Тюменской области и Ненецком АО. Им не позволило нарастить доходы сокращение собственных доходов, но уровень бюджетной обеспеченности остался неплохим.
На здравоохранение пришелся наибольший рост расходов (на 71,5%). В Ивановской области эти расходы увеличились в 3,3 раза, в Туве и Севастополе – в 2,8 раз, в Дагестане, Ингушетии и Марий Эл – в 2,5 раза. На прежнем уровне затраты на здравоохранение остались на Сахалине и Чукотке.
Для поддержки пострадавшего населения пришлось увеличить расходы на социальную политику, особенно – в бедных регионах. В целом по стране они выросли на 23,6%, почти в 2 раза увеличившись в Кабардино-Балкарии, на 60-63% – в Еврейской АО, Дагестане, Чечне и Туве. Самый низкий темп роста (4,6%) показала Иркутская область.
Рост расходов на дорожное хозяйство был более скромным – на 10,9%. Внимание к дорогам сильно возросло в дальневосточных Амурской и Магаданской областях (рост расходов в 2,3 раза и на 62,6%), северокавказских Северной Осетии (76%), Чечне и Адыгее (52-54%), а также в Самарской области (62%). Снизились расходы на дороги только в 10 регионах, наиболее сильно – в Севастополе (на 14,3%), Московской и Белгородской областях (16-18%).
Образование стало менее приоритетным направлением, но затраты все-таки увеличились на 5,9%. Более чем на 30% они выросли в Севастополе, Дагестане и Ингушетии, а сократились примерно на 5% в Санкт-Петербурге, Курганской и Воронежской областях. Решительно сэкономил на образовании Ненецкий АО, урезав расходы на 12,4%.
ЖКХ суждено стать жертвой, компенсирующей вынужденный рост расходов на здравоохранение и социальную сферу. Хотя расходы упали в 17 регионах, в целом по России они снизились на 3,5%. Дело в том, что сокращение коснулось четырех регионов с большими затратами на ЖКХ – Москвы (спад на 21,8%), Подмосковья (13,4%), Санкт-Петербурга (18,9%) и Сахалина (13,3%). Сильнейший рост расходов на ЖКХ произошел в группе бедных регионов на Юге – Кабардино-Балкарии (в 3 раза), Крыму и Севастополе (на 88% и 64,2%), Калмыкии (на 75,5%). К списку лидеров присоединилась Хакасия, увеличившая затраты в два раза.
По другим значимым расходам резких изменений не было. На общегосударственные вопросы, то есть на содержание своей бюрократии, регионы, несмотря на кризис, потратили больше на 11,5%, на спорт – на 13,4%, а расходы на сельское хозяйство и СМИ остались на том же уровне.
С дефицитным бюджетом 2021 год встречали
57 регионов. Самыми несбалансированными оказались бюджеты Кузбасса (дефицит 20,7%), Тюменской области (19,6%), Башкортостана, Ямало-Ненецкого АО и Удмуртии (14-16%). Зато сильно в плюс ушли Чукотка (профицит 8,2%), Севастополь (4,7%) и Кабардино-Балкария (3,7%), а также Воронежская область (5%) и Алтайский край (3,9%).
Итоги 2020 года оказались по-своему логичными. Регионы нарастили расходы на здравоохранение и социальную политику, придерживая или сокращая затраты на образование, дороги и ЖКХ. Поддержка центра была огромной, но сыграла неоднозначную роль: во многих крупных регионах ее, как и собственных доходов, не хватило, и бюджеты ушли в минус. Напротив, ряд бедных регионов получили средства, которые не смогли потратить, завершив год с профицитом. В итоге бюджетная политика государства выглядит разбалансированной.