Наш читатель Иван Кочедыков, политолог и специалист по Молдавии, поясняет, что там вообще происходит. Россия очень даже причем.
В Молдавии начался реальный кризис двоевластия между избранным парламентом, в котором спустя три месяца после созыва всё-таки образовалась коалиция (Блок ACUM и ПСРМ), и олигархом Владимиром Плахотнюком, который контролирует силовые ведомства и Конституционный суд (КС).
Формальная причина конфликта - КС считает, что парламент должен быть распущен, так как за три месяца не смог сформировать правительство. Сторонники Плахотюнка и Демократической партии (ДПМ) полагают, что три месяца - это 90 дней (значит истекают 7 июня), а ACUM говорит о календарных месяцах (то есть до 9 июня). Президент же Додон говорил о том, что надо вообще отсчитывать от первого заседания парламента (тогда роспуск 21 июня).
Но важна не эта казуиситика, а субстанциальные причины, ключевая из которых - фактический захват Плахотнюком государства. В условиях постоянного геополитического торга Владимир Георгиевич смог расставить своих людей во все министерства, поставил систему работать на свой карман и начал устранять оппонентов подкупами, шантажом или тюремными сроками. До этого момента у оппозиции было несколько шансов сместить его (Пэдуре Домняскэ, не сложившаяся коалиция ЛДПМ и ПКРМ). Но все попытки были тщетны как по причине политических талантов Плахотюнка, так и по причине внешней поддержки ЕС.
Сейчас же впервые все внешние игроки поддержали силы, выступившие против Плахотнюку, так что у того теперь нет внешнеполитической легитимности, но зато есть свои отряды бойцов (цуцики). И здесь стоит отметить, что во многом визит российского вице-премьера Дмитрия Козака стал стимулом для формирования парламентской коалиции, которая займется деолигархизацией.
Ну или по крайне мере, попытается.