В книге
«4 всадника информационного апокалипсиса» Евгении Стуловой содержится очень интересная история о распространении фейковых новостей на президентских выборах в США в 2016 году.
«Два юных македонских пользователя из города Велеса создали сайты, которые продуцировали фейковые новости, направленные против Х. Клинтон и в поддержку Д. Трампа. При этом они не имели никаких контактов со штабом Д. Трампа и даже не пытались влиять на ход выборов в США, а использовали растущую популярность своего сайта исключительно для зарабатывания за счет продажи рекламы.
В итоге крохотный Велес стал фабрикой политических фейков и оказал влияние на информационную повестку в США. «Это совсем не сложно, — говорит один из создателей сайтов из Велеса. — Я мог взять известное имя, например ZDF (немецкий телеканал), и зарегистрировать новое доменное имя — скажем, ZDFpolitik.com. Вот и все, что нужно для начала». Мотивы создания фейковых новостей — исключительно финансовые, рассказали FT на условиях анонимности трое подростков из Велеса. Выписка по счету Google AdSense одного из создателей этих сайтов показала доход более 7500 евро только в ноябре 2016 года. «Если я заработаю за год сто тысяч евро, то заплачу десять тысяч евро налогов. Двум моим учителям этого хватит на годовую зарплату», — рассказывает один из подростков».
ZDFpolitik.com. Вот и все, что нужно для начала». Мотивы создания фейковых новостей — исключительно финансовые, рассказали FT на условиях анонимности трое подростков из Велеса. Выписка по счету Google AdSense одного из создателей этих сайтов показала доход более 7500 евро только в ноябре 2016 года. «Если я заработаю за год сто тысяч евро, то заплачу десять тысяч евро налогов. Двум моим учителям этого хватит на годовую зарплату», — рассказывает один из подростков».
Интересный кейс, показывающий, что среди факторов распространения политических фейков может быть и простое желание подзаработать. Это означает, что
фейки уже давно стали системной проблемой, которая для своего решения требует отнюдь не точечных мероприятий.