В ряду отцов авианосца как вида оружия человек на данном фото занимает как минимум место в тройке, но в России о нем пишут на удивление мало.
Знакомьтесь, Джозеф Мейсон Ривз, адмирал ВМС США. На учениях Fleet Problem IX в 1929 году первым отработал тактику применения авианосца в качестве самостоятельной боевой единицы.
В ходе этих учений, силы "черных" в составе дивизии линкоров с эскортом из крейсеров, эсминцев, авианосца "Саратога" и пр. должны были атаковать Панамский канал. Контр-адмирал Ривз, занимавший должность командира авиационной части боевого флота (Commander, Aircraft Squadron, Battle Fleet), сделал то, что сегодня кажется обыденностью тактики авианосцев, но тогда потянуло на сотрясение основ. С согласия командующего флотом Уильяма Пратта, он отделил "Саратогу", и в сопровождении легкого крейсера "Омаха" и авиатранспорта "Арустук" ускорился и пошел к Панаме самостоятельно. Рубеж подъема ударной волны - в 125 морских милях от цели. Ранним утром 26 января 83 самолёта с "Саратоги" появились над южной частью канала, и прорвав заслон ПВО, поставленный истребителями армейской авиации, атаковали шлюзы "Педро Мигель" и "Мирафлорес", обеспечивающие вход в канал со стороны Тихого океана. Посредники учений засчитали уничтожение обоих шлюзов и вывод канала из строя. Таким образом "Саратога", даром что ее саму в этот день три раза "условно потопили" подтвердила возможности авианосца как стратегического оружия.
Интересно тут то, что Ривз не был, естественно, урожденным авиатором - таких на заре авиации и брать было неоткуда. 1872 года рождения, выпускник Аннаполиса-1894, он прошел обычную карьеру офицера, сменив несколько крейсеров и линейных кораблей, послужил в штабе, затем в инженерной инспекции департамента ВМС, затем побывал начальником угольного склада и наконец в 1913 получил под командование угольный транспорт "Юпитер" - первый в ВМС США турбоэлектроход. Потом он вернётся на "Юпитер", и любители истории авипносцев уже наверняка поняли, при каких обстоятельствах.
Дальше было командование крейсерами и линкорами, служба атташе в Риме, руководство верфью и наконец курсами подготовки старшего комсостава флота.
Все имело шансы закончиться довольно скучно, но в начале 1920-х Ривз уже на шестом десятке увлёкся авиацией. Но, чтобы получить командную должность в морской авиации, требовалась летная подготовка. Ривз проходит курсы лётчиков-наблюдателей, и в итоге в 1925 становится командиром авиационной части боевого флота, тогда состоявшей из 12 самолётов, базировавшихся на... Да, вы угадали, CV-1 "Лэнгли", бывший угольщик "Юпитер", первый американский авианосец.
Возможности корабля были скромными, но Ривз взялся их наращивать. Вместимость выросла с 12 до 24, затем до теоретических 42 (на практике не превышала 36) самолётов, время подготовки к вылету, сокращалось, число вылетов в сутки и размер одновременно поддерживаемой группы в воздухе росли. В итоге получив под начало 33-узловые "Саратогу" и "Лексингтон" с вместимостью в сто самолетов и длиной по палубе за 270 метров, Ривз уже знал, чего он от них хочет, и продемонстрировал это знание в ходе учений, о которых мы говорили выше.
... Да, еще Ривз считается изобретателем современного футбольного шлема - будучи во время учебы в Аннаполисе заядлым игроком в американский футбол, он не раз получал по голове, пока врач не сказал ему, что еще один удар отправит его в могилу или в дурку. Тогда будущий отец авианосной тактики отправился к сапожнику с чертежами, получив в итоге средство для защиты головы. Голова, как видно, пригодилась.