Редакция
@akitilop передаёт привет депутатам Госдумы Гаджимету Сафаралиеву и Евгению Марченко, предлагающим увеличить предельный возраст ректоров до 70 лет. Видите ли, необходимый опыт для руководящей должности в вузе набирается в 60 и плюс 10 лет на его эффективную реализацию.
До 60, видимо, опыт не применяется, а после ректор ничему не учится. Хотя есть и такие, да.
Странно, но в 2019 году со всеми изменениями в сфере образования и на рынке труда депутаты ( один из которых «вечный депутат» и член-корреспондент РАН, а Марченко - вообще человек, никаким образом не связанный с образованием) до сих пор опираются на какой-то мифический стаж работы, не понимая основного: человек сейчас учится всю жизнь.
Те стандарты советского образования, по которым ностальгирует Сафарлиев ( с вашего позволения Марченко мы упоминать больше не будем, он, видимо, вписался в законопроект, не глядя), не актуальны. Да. Это крамольное заявление, но оглянитесь вокруг - мир меняется, стандарты меняются. Образование с помощью технического прогресса становится доступным для каждого причём абсолютно в любой сфере. Лекции, вебинары, конференции, общение с научными коллегами по смежным темам, повышение квалификации, даже переквалификация и дистанционное образование- все это не вписывается в старые стандарты, но является основой настоящего.
Застревание в прошлом приносит вред не только студентам, но и государству в целом. Обучение в регионах допотопными преподавателями по допототным программам является лишь отработкой корочки диплома.
Для студента многие лекции TED X будут намного полезнее, чем непонятные предметы с непонятной программой обучения. И все это выливается в потерю конкурентоспособности выпускников.
Сейчас же проще купить диплом, чем отсидеть несколько лет в университете. И дело не только в лени. Ценность образования из-за дичайшей закостенелости ниже нуля.
Посмотрите статистику, посмотрите рост урбанизации. Сафаралиеву ведь все равно, а когда в больнице кого-то будет оперировать хирург, который, благодаря общему состоянию образования в стране, учился так себе и возможно купил диплом, то последствия могут быть плачевными. Хотя понятно, что депутаты будут лечиться в частной клинике, да ещё и не в РФ.
Кстати, а нет случайно законопроекта, направленного на искоренение лояльности как основного аргумента в назначении? Последний скандал с профессором Соколовым как раз продемонстрировал, что внутренняя лояльность к преподавательскому составу зачастую не коррелирует со здравым смыслом. Соколов утопал в жалобах и скандалах, но что? Правильно, покрывали.
Где ответственность за школы, вузы, училища? Где ответственность за предоставляемое образование, за компетентность? Работодатель не может отсудить у вуза или училища компенсацию за то, что они не сделали специалиста, но навесили на него красный диплом. А таких уйма! С красным дипломом и нулевыми знаниями для профессии.
Стереотипность мышления до сих определяет, каким должен быть человек науки или ректор. Хотя большинство ректоров вузов не соответствует своим заявленным скиллам, то что, в целом, сделали с наукой (привет академикам РАН) - прямое доказательство.
Ректор - лицо управленческое, по сути менеджер большого государственного предприятия. Много талантливых опытных управленцев 35- 45 лет могут возглавить вуз вместо замшелых старперов и сделать из вуза предприятие по отлаженной системе и чётким KPI. Сразу разграничим, мы не говорим о преподавательском составе. Он может и до 120 лет преподавать, если позволяет здоровье и знания, которые даются, актуальны. Управленцу в 60+ явно будет намного тяжелее менеджерить вуз, чем 40-50 летнему.
Основная задача ректора, чтобы вуз шёл вперед, студенты учились, преподаватели давали ценные знания, международные связи укреплялись и рейтинг полз вверх. 70-80 летний дед не сможет ничего этого обеспечить. Особенно, если с кнопочным телефоном ходит по-старинке, а вы тут ему о технологиях ...