Андрей Васильев, Севастополь.
«Фраза, которая меня сильно раздражает: «Чалый – не политик». Произносят ее обычно симпатизанты «народного мэра» из числа обывателей. Подразумевается, что политик — это «бяка», а Чалый – просто порядочный человек. Поэтому к нему нельзя подходить с той меркой, с которой мы подходим ко всем другим представителям местного бомонда. Чалому прощают все: безудержную болтовню, маниловщину, обман, открытое презрение к людям, чего не простили бы никому другому.
Честный и порядочный парень в свитере – часть имиджа. Поэтому Чалого многие недооценивают, покупаясь на его показные прямоту и простодушие. Надо сказать, что до 2014 года даже я испытывал подобные иллюзии. Но с тех пор появилось много свободного времени, чтобы составить портрет этой неординарной личности.
Попробуем разобраться: Who is mister Chaliy?
1) Чалый – человек идейный. Его идея — это его собственные желания. Эгоцентризм, возведенный в ранг политики. В поп-психологии таких людей называют людьми с шизоидной акцентуацией характера. Такой персонаж ставит себя в центр своего мира, в центр истории, а вокруг него копошатся муравьи. Цель – реализация собственных желаний, оправдывает любые средства. «Государь» Макиавелли. Может Чалый эту книжку не читал, но действует по ней, как по учебнику. Это крайне авторитарная личность, не имеющая представления ни о каких «понятиях» или правилах игры.
2) Вопреки расхожему представлению, Чалый отнюдь не дурак. Он просто любит косить под блаженного. Я 20 лет вращаюсь в местных политически кругах. Ни один из местечковых политиков никогда не понимал, что такое имидж, политтехнологии, СМИ. Чалый это прекрасно понимает. Только ему удалось создать в Севастополе реально работающие медиа. Все остальные люди, с кем мне приходилось здесь общаться были либо слишком жадны, либо просто не понимали, как это все должно работать. Чалому принадлежат самый рейтинговый телеканал, самый посещаемый сайт. Тамошние журналисты – идейные томагавки Чалого, безжалостно крушащие его врагов, не обращая внимания ни на какие этические нормы. На Чалого работает толпа ботов в интернете. В Москве его позицию озвучивают карманные говорящие головы вроде Осташко, Холмогорова, Шевченко, Межуева и многих других. Благодаря всему этому Чалый создал культ личности, который распространяется не только на Севастополь, но и за его пределы. «Народный мэр», «Человек», «Человечище» - это только часть эпитетов, которыми награждают гуру его адепты.
3) Чалый – опытный интриган. В украинские времена он привык держаться в тени, выставляя вперед своих шестерок. Чалый поддерживал Партию регионов, финансировал Колесниченко и массу других местечковых политиканов и «общественников за деньги», имел свое лобби в горсовете, заведенное по спискам разных партий. Сейчас у него карманное большинство в ЗакСе , финансируемое из его собственных капиталов (интересно, что он не отреагировал иском в суд на публичное заявление об этом Овсянникова), покровители в Москве из числа методологов, поддержка общественного мнения.
Таким образом – Чалый, пожалуй, единственный настоящий политик, которого родил Севастополь за последние четверть века. Конечно, он не вписывается в рамки идеального политика, каким он должен быть в демократическом обществе. Чалый не намерен отвечать за свои слова и нести ответственность перед избирателями. Но человека типажа Чалого легко представить где-нибудь в Средневековой Италии, где разные Борджиа и Медичи лавировали между интересами тогдашних сверхдержав, не забывая устанавливать и укреплять свою персональную власть во имя исполнения всех своих желаний, несмотря ни на что.
Эту шпаргалку я бы рекомендовал выучить наизусть любому новому губернатору Севастополя, чтобы он не попал в ситуацию, в которую попали Меняйло и Овсянников».