О Севастополе и проч.
С вырождением института честных выборов, с ростом роли административного ресурса, повысили свою роль и разнообразные кураторы, в чью зону ответственности стали входить донесения с полей о том, как мобилизуется электорат, выстроены ли избирательные комиссии и УИКи, зачищены ли конкуренты и т.д.
По сути, современные политические кураторы – это мониторщики электорального процесса, которые должны отследить ситуацию в регионе, чтобы она случайно не «поплыла», как это произошло, например, в Иркутской области во время выборов Левченко. Сегодня федеральный центр достаточно слабо контролирует ситуацию в регионах. Есть мониторинг открытых источников, есть сведения от силовых структур, какие-то экспертные оценки. Но что творят те же менеджеры избирательных кампаний на местах – не всегда известно. Как, например, в Бурятии, где силами штаба врио губернатора, судя по заявлению Эллы Памфиловой, через админресурс было полностью зачищено электоральное поле. Схожая ситуация в Севастополе, где местные власти довели ситуацию до реального противостояния части города и врио губернатора, а потом также зачистили площадку.
К чему это приведет в будущем? К конфликтам, но уже в несистемном поле – на улице. Вот для отслеживания этих ситуаций и нужны кураторы, однако насколько эффективно они смогут действовать в сложившейся административно-политической системе, большой вопрос. Я полагаю, что кураторами дело уже не поправить, так как никто не захочет быть гонцом, приносящим дурные вести.
Политолог Илья Гращенков.