В Кремле стали часто вспоминать амбициозного ректора КНИТУ КАИ Альберта Харисовича Гильмутдинова. КАИ получает большие деньги из федерального и республиканского бюджетов, а эффект крайне облачен.
Месяц назад Президент Рустам Нургалиевич Минниханов публично на совещании высказал Гильмутдинову за плохую работу. Мол, мы деньги вложили, а в итоге ноль!
История такова, в конце 2013 года Республика помогла открыть при вузе инновационный центр «КАИ-лазер». Эта идея была личным проектом Гильмутдинова, который тогда сменил министерское кресло на кабинет ректора.
Покупка оборудования для «КАИ-Лазер» обошлась в 440 млн. бюджетных рублей. В Казань по приглашению Президента даже приехала американская компания IPG Photonics, которая поставила для вуза последние волоконные лазеры для металлообработки.
Предполагалось, что КАИ на этих лазерах будет:
а) проводить исследования;
б) зарабатывать, используя оборудования для республиканской промышленности;
в) готовить кадры.
Спустя четыре года, по словам знающих людей, эффект от «КАИ-Лазера» нулевой. Оборудование простаивает, а на поддержание в его в работоспособном состоянии тратятся деньги.
«Альберт Харисович, вы обещали, что «КАИ-Лазер» будет загружен, а вы в убытках сидите», — сказал Минниханов Гильмутдинову.
Другой пример. В 2012-2013 годах при вузе был создан инжиниринговый центр «КАИ-Композит». Он получил федеральные гранты (около 200 млн рублей) для разработки материалов для авиапромышленности. Конкретнее, для ОКБ имени Симонова, которое конструирует большие дроны. Закупили супер-оборудование. Итог похожий. В 2017 году у центра нет ни одного действующего контракта. «КАИ-Композит» простаивает без дела, и, по свидетельству знакомых с делами, руководство вуза сильно рассорилось с руководством ОКБ. Дошло до того, что «Композит» просто выставили с режимного предприятия.
Еще один факт, свидетельствующий о неважном положении в вузе, это решение топ-менеджмента КАМАЗа передать все заказы на разработку технических решений Санкт-Петербургскому политеху. Ранее эти заказы выполнял КАИ.
В 2009 году КАИ получил на 10 лет статус национального исследовательского университета. В 2019 году этот статус, а вместе с ним и право на определенное федеральное финансирование нужно будет снова подтверждать.
Нелюбовь к Гильмутдинову длится еще со времен, когда он руководил Министерством образования Татарстана, где он вел себя снобистски и редко прислушивался к мнению старших товарищей. Тогда удалось его отправить на ректорство в КАИ. При этом сам Президент Татарстана возлагал на это серьезные надежды и даже подарил Альберту Харисовичу представительский Audi A8.
Интересная параллель с недавней отставкой ректора КНИТУ-КХТИ Германа Сергеевича Дьяконова, вокруг которого вспыхивали коррупционные скандалы. Решение по Дьяконову затягивалось, поскольку у него была серьезная поддержка от федеральных деятелей. Но последней каплей стал случай, когда любитель алкоголя Дьяконов во время официального визита на глазах Президента упал с трапа самолета.
Теперь обсуждают как долго осталось руководителю кузницы авиационных кадров Гильмутдинову, и что станет его последней каплей.