🛫
Первый полет А340 🇫🇷
—
Здравствуйте, любители авиации, это воскресная (ну почти) рубрика #RetroSunday
Сегодня, 25 октября, Airbus отмечает 29-летие первого полета
Airbus A340. В 1991 году он впервые поднялся в воздух.
Первенцем стал
А340-300 с бортовым номером
F-WWAI (
MSN001).
История данного лайнера начинается в 70х с появлением А300. Он стал первым самолётом нового концерна Airbus, объединявшего авиастроительные предприятия нескольких стран - Франции, Германии, Великобритании и, позже, Испании. Подробнее об основании концерна и о появлении А300 мы напишем в следующих постах.
Вернёмся к А340. После выведения на рынок первых моделей А300 стало понятно, что нужно нечто большее. В 80х Airbus официально анонсировали два новых самолёта —
А330 и
А340. Фактически, два лайнера стали, как, например, Boeing 757 и 767, то есть имели идентичные системы и одинаковую кабину. Различия заключались в дальности полета, длине фюзеляжа и количестве двигателей под крылом.
Первым поднялся в небо (
25 октября 1991 года) старший А340, А330 взлетел же год спустя -
14 октября 1992. Стартовыми заказчиками 340го стали немецкая
Lufthansa и французская
Air France. Самолёт был флагманом концерна вплоть до появления гигантского А380.
Поговорим о модификациях.
Первоначально Airbus A340 имел две версии — -200 и -300. У -200 был такой же фюзеляж, как А330-300, но она летала на
13 000 километров. Модель -300 вмещала чуть больше пассажиров, но имела меньшую дальность.
Что интересно, при проектировании Airbus хотели консультироваться с инженерами из McDonnell Douglas. Но последние советовали делать А340 трёхдвигательным и передать значительную часть работ над самолётом им.
В итоге европейцы отказались от кооперации.
Мы теперь понимаем, где McDonnell Douglas, а где Airbus. Именно провал флагмана MD-11 и конкуренция с А340 загубили огромную компанию.
Но в 1994, когда семейство А340 выходило на рынок, полетел Boeing 777. Сразу стало понятно, что он будет очень сильно наступать на хвост европейцу, ведь 777 — двухдвигательный, а А340 — четырехдвигательный самолёт. Иронично, в свое время Airbus А300 с выводом на рынок завоевал популярность за счёт экономичности. Но здесь получилось наоборот — американец нацеливался на рынок четырехдвигательного А340.
Понимая это, в конце 90х Airbus анонсировали две новые модификации А340 —
-500 и -600.
-500 в свое время побила рекорд дальности для коммерческих самолётов, а ее специальная модификация для ультра-дальних перелетов
(А340-500IGW) летала на
17 500км. Singapore Airlines выполняла свой самый знаменитый рейс — SQ22 — именно на А340-500IGW.
А340-600 же делали для замены устаревающих Boeing 747 в парках авиакомпаний. Самолёты имели вместимость около 400 человек, летали на
13 900 км и были самыми длинными вплоть до появления Boeing 747-8.
Одно время у британской а/к Virgin Atlantic был слоган: "У меня больше, чем у тебя".К сожалению, с появлением Boeing 777-300 и -300ER заказы на А340 стали сокращаться. В конце 00х их количество достигло нуля. Последний А340 был выпущен в 2011 году, было сделано
380 самолётов. Он проиграл в конкуренции с Boeing 777.
Но в 2013 году, совсем недавно, полетел его наследник -
Airbus A350. Сейчас новый самолёт только завоевывает небеса, пожелаем ему удачи.
Первый А340 несколько лет назад был переделан в летающую лабораторию для тестирования ламинарного крыла, сейчас находится на хранении в
Тарбе (LDE). История классических четырехдвигательных самолётов подходит к концу.
Прошлый пост рубрики
—
Медиа: Eurospot