✈
Французский Concorde после первого полета 🇫🇷
—
Добрый вечер, любители авиации. Это воскресная рубрика #RetroSunday
Сегодня мы расскажем о дедушке А300, внуке Sud Aviation Caravelle и о самолёте, который так и не завоевал популярность, став жертвой своей концепции. И это Sud Aviation/BAC Concorde.
Самолёт на фотографии является первым прототипом этого легендарного типа ВС (бортовой номер
F-WTSS,
MSN001). Справа налево стоят:
Андре Туркат, Жак Гуинард, Генри Перрьер и Мишель Ретиф.
Начнем с того, как он, собственно, появился.
В 1947 году первый человек совершил управляемый пилотируемый сверхзвуковой полет на экспериментальном самолете
Bell X-1. Впоследствии достигались более высокие скорости, а самым-самым стал X-15, достигший высоты 107 километров и скорости в 7 Махов.
В начале 50х стали появляться первые реактивные сверхзвуковые бомбардировщики. Авиаторы со всего мира подумали: "Раз есть они, то можно создать гражданский лайнер". Так и сделали. Во Франции и в Великобритании начали вестись работы по этой теме, которые не выходили на высокий статус.
Британцы хотели создать большой дальнемагистральный шестидвигательный самолёт, летающий через Атлантику, а французы — небольшой 70-местный регионал, названный
Super Caravelle (да, им должен был стать наследник старой-доброй француженки).
Несколько лет спустя две компании (BAC и, теперь, Aerospatiale) поняли, что проектируют практически одинаковый самолёт. Но британцам не хватало средств, а французам - технологий.
На этот раз, объединившись, решили создать две модификации - региональную (четырехдвигательную) и магистральную (шестидвигательную). Проект презентовали на авиасалоне, но, что интересно, было заказано очень мало самолётов. На региональную версию вообще не нашлось заказчиков, поэтому проект закрыли. У дальнемагистральной заказов было около 100 штук от нескольких десятков авиакомпаний.
В итоге на получившийся самолёт подвесили четыре двигателя, так как тяга шести была излишней.
Проект наделал много шума, СССР и США инициировали свои программы по разработке сверхзвукового гражданского лайнера (
Ту-144 и
Boeing 2707 соответственно).
При исследованиях было сделано множество открытий в разных сферах — начиная от крыла, заканчивая материалами и сплавами. Например, была доказана эффективность созданного тогда дельтавидного крыла с наплывом.
Можно сказать, что именно кооперация производителей стала основой того, что мы сейчас знаем под именем Airbus.
2 марта 1969 года Concorde совершил свой первый полет, став вторым взлетевшим коммерческим сверхзвуковым самолетом вслед за Ту-144...
Продолжение во второй части ниже