На неделе прочитала статью, которая достучалась до моего сердца:
https://www.flyingmag.com/why-learning-to-fly-by-tlar-is-importantОсновная мысль статьи - пилот должен иметь жопное чувство правильности полёта, которое можно сознательно развивать.
В статье приводят в пример Салли и приземление на Хадсон (и вообще статья больше самолётоориентированная), но принципы применимы и к вертолётам тоже.
Отчасти, пилоты летающих табуреток R22 вырабатывают эти навыки автоматически, потому что с самого начала у нас нету всяких полезных приборов, которые орут когда сайклик не центрирован или показывают стрелочками какой педали тебе не хватает.
Неделю назад я уже успешно оттестировала один из таких навыков - в ночном кросс-кантри у нас как-то криво работала подсветка приборов и Turn&Slip Indicator не было видно вообще - а я очень привыкла с ним сверяться, потому как у меня хроническая недостача левой педали.
Еще из примеров - я описывала, что делать, если трубка Пито обледенела - airspeed примерно определяется по характерному звуку лопастей и положению компаса (или любой другой неподвижно закрепленной внутри фигни) относительно горизонта.
Первые 20 часов я считала что это чувство вертолёта мне вообще недоступно и очень полагалась на приборы - на что инс ржал и закрывал приборы бумажками, вгоняя меня в панику. Но как оказалось, оно прекрасно вырабатывается и очень помогает когда что-то идёт не по плану.