❗️
Авиация. Лизинг. Налоги.
ФНС в настоящий момент проводит проверку крупнейших российских авиакомпаний на предмет соблюдения налогового законодательства при исполнении договоров лизинга воздушных судов.
Эти договоры конструируются таким образом, чтобы самолёт приходил от компании, являющейся налоговым резидентом государства, с которым у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения, что позволяет избежать уплаты налогов в России.
Похоже власти решили разобраться в этом вопросе или как минимум собрать с авиакомпаний те налоги, которые соптимизированы недостаточно аккуратно. Проблемы обнаруживаются даже у лидеров рынка, несмотря на то, что у них в штате есть целые команды юристов по авиационному лизингу и они могут позволить себе пользоваться услугами лучших налоговых консультантов.
По результатам проверки самых крупных авиакомпаний будут сформулированы общие подходы, которые впоследствии будут применяться и к остальным участникам рынка. Вопрос серьёзный и важно понимать, на чём будут основываться решения.
Власти руководствуются понятием "фактического получателя (бенефициарного собственника) дохода" и толкуют это понятие исходя из сущности и смысла соглашений об избежании двойного налогообложения. Практика применения данного понятия весьма интересна и изложена в недавнем
письме ФНС.
Вот некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание авиакомпаниям.
▪️ Недопустимо освобождать от уплаты налога, если получаетель дохода является подставным лицом фактического бенефициара.
▪️ Невозможно избежать налога, если действия направлены исключительно на создание льготного налогового режима без привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
▪️ Практика складывается таким образом, что даже при наличии соглашеня об избежании двойного налогообложения обязанности отказываться от права на налогообложение дохода нет.
▪️ Крайне важным является правильное определение характера правоотношений и их цели. Если основной целью является выведение дохода из-под российского налогообложения, то налоговые префенции могут не применяться.
▪️ На налогоплательщике лежит обязанность доказывать разумность привлечения иностранных компаний в структуру сделок и обоснованность такого предпринимательского риска.
▪️ Формируются новые критерии для определния кондуитных компании (то есть транзитных копаний, созданных для уменьшения налоговых обязательств). Так помимо анализа материальных и трудовых ресурсов и исследования денежных потоков, внимание уделяется финансово-хозяйственной деятельности иностранной компании.
▪️ Расходы иностранной компании не должны быть формальными. Оплата регистрации и содержание офиса не даёт никаких гарантий.
▪️ Применение льготы напрямую зависит от того, является ли лицо, получающее льготу, фактическим собственником получаемого дохода, а также находится ли реальный центр прибыли в стране, предоставляющей льготу.