Трёхконтурный двигатель с адаптивным циклом
Журнал Flightglobal рассказал о завершении компанией GE Aviation первого этапа испытаний демонстратора трёхконтурного двигателя для боевого самолёта (смотрят для F-35).
Воздух течёт через горячий контур (газогенератор, где между компрессором и турбиной сгорает топливо в камере сгорания), через второй контур (это уже ставшая привычной схема), и может течь через третий контур, который работает на крейсерских режимах как дополнительный второй контур (сильно повышая КПД за счёт большой степени двухконтурности, где фактически на этих режимах два вторых контура).
На режимах, где большая степень двухконтурности мешает двигателю (например, на сверхзвуке), третий контур закрывается для протекания воздуха. и степень двухконтурности уменьшается.
Обещанный выигрыш - чуть ли не на треть увеличение дальности полёта самолёта с таким двигателем, 25%-ное снижение расхода топлива, 10%-ное увеличение тяги и 60%-ное увеличение поглощения тепла (? - видимо, от самолётных систем, потому что этот параметр в статье связывают с возможностью использования лазерного оружия)
https://www.flightglobal.com/fixed-wing/ge-aviation-finishes-testing-on-first-xa100-adaptive-cycle-engine/143731.articleВ нашей стране пока не сообщалось об испытаниях демонстраторов таких двигателей, но исследования (по крайней мере, теоретические) ведутся.
Вот пример статьи от учёных из ЦИАМ, оценивающих применение трёхконтурного двигателя на самолёте, летающем с числом М=2,8 :
http://trudymai.ru/upload/iblock/e15/Ezrokhi_Drygin_Kizeev_Selivanov_Fokin_rus.pdf