Ок, рассмотрим схему, в которой покупатель возмещает поставщику стоимость транспортных расходов.
В этом случае поставщик сам найдет транспортную организацию, самостоятельно оплатит их услуги. Оплачена такая услуга будет из средств, полученных от продажи товара. Источником средств для поставщика будет являться выручка.
Можно составить договор, в котором цена договора делится на 2 части. Одна часть – цена товара, 2 часть – возмещение транспортных расходов. И источником для транспортных расходов будет отдельных денежный поток. По итогам поставки бухгалтерия составляет письмо, в котором высказывает просьбу покупателю об оплате транспортных расходов. Таким образом, будет проведено 2 платежа: за товар и за транспортные расходы. При этом будет отмечено, что стоимость доставки включена в стоимость товара. Поставщик при этом будет выполнять роль агента, осуществившего транспортную услугу. Это тогда не расходы поставщика. Он просто взял деньги покупателя и оплатил доставку товара.
Но есть и другой момент: в договоре прописываем, что доставка за счет поставщика. Таким образом уже исключаем агентскую модель. Поток, именуемый «возмещаемые расходы» не включается в цену товаров. Деньги, поступающие в порядке возмещения, поступают в собственность поставщика. Дальше прописывается порядок определения итоговой суммы.
С точки зрения учета эти деньги будут квалифицироваться как нереализационный доход (для поставщика) и нереализационный расход (для покупателя). Дата признания этих расходов и доходов будет отличной от даты реализации товара.
Если в договоре четко не прописать все обстоятельства, позволяющие отличить одну модель от другой, то проблема здесь может возникнуть в том, что если в учетах указанные выше поступления проходят в дату реализации товара, может получиться, что деньги за доставку попадут в доход от реализации товара, а НДС будет при этом начислен лишь на стоимость товара. Налоговые органы при этом заметят расхождение между суммой доходов от реализации и начисленным НДС, при этом кусок выпавшего НДС не попадает под ту или иную льготу, которую нужно обозначать.
Таким образом, юридическая модель должна быть проведена до конца – в налоговом учете, в бухгалтерском и в юридическом плане. Таким образом очень важно правильно составить договор, так чтобы исключить квалификацию платежа как части цены товара либо как деньги, данные на исполнение поручений агенту. Тогда появляется возможность, чтобы начисления, связанные с реализацией товара были уменьшены. В этом варианте база для начисления НДС будет уменьшена.
На претензии налогового органа о том, что в таком договоре есть реализация транспортных услуг, и она должна быть отражена и порождать НДС (поэтому НДС будет доначислен как не отраженный в учете операций), необходимо отвечать следующим образом.
Реализации транспортных услуг здесь нет, потому что условиями договора не предусмотрено оказание транспортных услуг, актов об оказании транспортных услуг нет и не предполагается. Плюс в договоре прописано, что транспортировка осуществляется за счет поставщика. Также при этом необходимо будет продумать разумную деловую цель (обосновать для ФНС необходимость составления договора именно таким образом, чтобы уменьшилась налоговая база. Например, доставка за счет поставщика).
При всем этом необходимо понимать, что схем оптимизации, абсолютно лишенных налоговых рисков не существует.