Расследование ОССRP, громко озаглавленное «Ландромат "Тройки"», чохом лепит лейбл «отмывание денег» на самые разные транзакции: от минимизации налогов до репатриации из страны прибыли и простых платежей и сваливает все в одну кучу.
Что же такое «отмывание денег», в котором 7 лет после продажи Сбербанку и более 10 лет после большинства описываемых событий обвинили «Тройку Диалог» и Рубена Варданяна?
Отмывание денег — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученных в результате совершения преступления, то есть их перевод из теневой, неформальной экономики в экономику официальную для того, чтобы иметь возможность пользоваться этими средствами открыто и публично. В официальных документах именуется «легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путём».
Зададимся вопросом – а подпадают ли перечисленные в исследовании факты и эпизоды под вышеупомянутое определение?
На наш взгляд, нет и еще раз нет.
Во-первых, создание экосистемы из 76 взаимосвязанных офшорных фирм грехом не является. Легальное использование офшорных компаний, зарегистрированных во всем известных юрисдикциях – это стандартная практика бизнес-структур по всему миру, в том числе и международных банков. Простое наличие таких схем недостаточно для сколь-либо серьезных выводов о злоупотреблениях.
Во-вторых, нужно еще доказать, что денежные средства, в дальнейшем легализованные банком, были получены преступным путем и установить причастность к легализации и виновность конкретных лиц. Причем не «Тройке Диалог», а правоохранительным органам. Пока нет этого, нет и «отмывания». Важно все-таки определиться и в терминологии, и в фактах, когда обвиняешь кого-то и расследуешь что-то. А так – тоже классическая схема вырисовывается, только не финансовая, а пиаровская: то ли он украл, то ли у него украли, но мы на всякий случай приговор-то вынесем.
@banksta