Вчера в глубокой ночи смотрела вот такой фильм. Нашла у Юлии Иоффе в Фейсбуке:
"I had the great honor to be part of this film, made possible by David E. Hoffman and the other all-stars who have worked on Russia and in Russia over the last 25 years. While I knew David is only capable of producing great things, I was not prepared for just how powerfully this brought all of it back for me, this crazy, terrible, wonderful, frustrating place called Russia."
http://www.pbs.org/wgbh/frontline/film/putins-revenge/Посмотрите все обязательно, очень крутой фильм несмотря на один фундаментальный пропуск и общий пропагандистско-истеричный тон в описании предполагаемой путинской "мести".
Собственно, из достоинств, в фильме очень хорошо показано, как постсоветский ресентимент не давал Путину осознать, что люди на Майдане, в Грузии и Киргизии - это не "Американские идут", а просто некоторым людям в дерьме жить не хочется. И если власть слабая, то люди выходят на улицы. А если дерьма много, но власть сильная, то получается, как в России - все бесплатно загребают ложками, приговаривая про американцев (этого в фильме нет, это от меня ремарка).
И вот фильм нас подводит к декабрю 2011 года и вдруг становится понятно, в каком ужасе Путин и путинское окружение были в декабре 2011 года. Они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО думали, что теперь американцы пришли за ними.
Усугубила эту Путинскую аберрацию сознания Клинтон с чертовой Ливией и пойманной на камеру реакцией, когда ей показывают видео убийства Каддафи. Там прямо очень мощно сделал оператор. Смотришь фильм и начинаешь понимать, как из этой изменённой реальности выглядел Декабрь-2011.
Вот как американцы сошли с ума год назад с "русские идут", не понимая, что это их собственные граждане, обиженное малообразованное белое большинство выбрали Трампа,
так и Кремль сошел с ума в 2011м, не понимая, что Болотку вызвала их рокировочка и сообщение активно адаптированному меньшинству: "Всё это навсегда, у вас нет будущего, уезжайте отсюда и увозите детей, мы здесь навсегда".
Но. В самом фильме ВОООООТ ТАКАЯ дыра в сюжете всех унижений, которые испытывали русские (постсоветские) люди в 90е, с которыми как с бабой, просто бросили и не поговорили. И в пересказе о нулевых.
В фильме не существует Югославского и Сербского вопросов. Даже на стадии Мюнхенской речи он не появляется. Нет его. Не было никакой Сербии. Не было никакого Косово. Не было торговли сербскими органами в Косово под прикрытием запада. Вообще ничего нет. Такая прямо жирнейшая ошибка. И я начинаю подозревать намеренный пропагандистский прием. Сербия? А!? Какая Сербия!
Ну и второй недостаток - это конечно нарратив "русские идут" с описанием коварнейшей ответки Путина. Причем в монтаже это все натурально под такую зловейшую музыку и "что же с нами будет, ааааа какой кошмар, Путин - великое злобное Доктор Зло".
Перед нами история, в которой зрителю сначала показывают, в какой измененной реальности была Кремлевская аналитика происходящего, а потом показывают МЕСТЬ ЗА ЭТО. И вот сначала идут кадры толпы, разрывающей Каддафи и Клинтоновское кровожадное: "Уауууу", потом, что Болотка в голове Путина сделала бы то же самое и что все это Клинтон, а после зловещая музыка и "они придумали новое доселе незнакомое оружие и что же будет с Америкой"......
Ээээ, подобрали пароль QWERTY, закупили рекламы в фейсбуке на 300 тыщ долларов и накрутили просмотры RT для отчетности Громову? Вот это маневр! Вот это гибридная война!
Но фильм все равно хороший. Есть много очень хорошо объясняющего, как плохо жить в ресентименте и собственной дезинформированности. И русским, и американцам. Мы, конечно, ужасно одинаковые.