«Патриарх Варфоломей обещал исцелить раскол, но произошло его углубление, обещал объединить православных верующих, но вместо объединения произошло дальнейшее разъединение, поляризация», — такие слова недавно произнес митрополит Волоколамский Иларион. Добавить, кажется, нечего: обстоятельства и последствия «предоставления Томоса» говорят сами за себя. Можно спорить о том, насколько канонически правильной была процедура, можно говорить о соборном решении данного вопроса. Но вот с чем совершенно невозможно спорить, так это с тем, что в данном случае юридическая правильность (вполне возможно, что совершенно мнимая) была поставлена выше церковной реальности. Тут как с семейной жизнью: может быть, по документам папой и мамой ребенка являются родители, которые его зачали. Но в реальности он считает родителями тех, кто вырастил, кто занимался его воспитанием, думал о его будущем. Как он будет относиться к дяде и тете, которые явились на его 18-летие, чтобы впервые заявить о себе? Бывают такие казусы и в сфере собственности: несколько поколений живут на участке земли, а потом оказывается, что в соответствии с каким-то юридическим казусом эта земля им не принадлежит. В церковной жизни следование подобной логике, чисто политико-юридической, кажется особенно нелепым.
Плоды подобного подхода соответствующие. Переходы общин из Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в ПЦУ начались в январе 2019 года, а закончились в уже в апреле, когда стало ясно, что Порошенко проиграет Зеленскому, равнодушному к церковной проблематике. В итоге в новой структуре оказались в основном приходы, либо ориентированные на политическое украинство, либо те, которые испытали на себе силу административного ресурса — в основном конечно, на Правобережной и Западной Украине. Фактически и без того явное разделение Украины на Западную и Восточную только усилилось — теперь и за счет церковного фактора. При этом новую структуру нельзя назвать ни сильной (прихожане ее игнорируют), ни влиятельной, ни духовно мощной — достаточно сказать, что у фактически ПЦУ нет монашества. И главное — «новая Церковь» не объединила, а разделила Украину, не сблизила, а еще сильнее отдалила русских и украинцев. Вот уж действительно, «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16).