Я так много пишу про открытые данные в последние годы что многие давно забыли что много лет назад, до 2012 года, основной моей деятельностью и была работа с данными госфинансов - в первую очередь госконтрактов.
И сейчас вот уже год как я вернулся к этой работе как одной из основных. Я являюсь руководителем экспертной группы ЦСРа по контрактной системе и занимаюсь анализом того что называется большими данными о госконтрактах. Не просто в применении общепринятом, но для гораздо более глубокого понимания российской экономики. Обязательно подкрепленное цифрами.
Сегодня вышла статья в Ведомостях (
http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/12/29/671668-goszakaza-dostaetsya) с некоторыми нашими цифрами и комментариями, я возьму на себя смелость скопировать ее целиком из под paywall'а Ведомостей.
——
80% госзаказа достается 6% поставщиков
Конкуренция на тендерах часто имитируется
В 2016 г. государство закупило на 5 трлн руб. (открытые данные на 28 декабря) – минимум после 2011 г. Госкомпании разместили извещений на 22,5 трлн руб. – на 500 млрд меньше, чем год назад.
Единственным поставщикам досталась пятая часть госзаказа (23% в 2016 г., 22% в 2015 г.) и 38% – госкомпаний (40%). Но руководитель ФАС Игорь Артемьев считает, что 95% закупок госкомпаний уходят единственному поставщику, так как больше половины процедур маскируют отсутствие конкурса, например «наш любимый способ закупки». Обязать госкомпании закупать по более строгим правилам Минэкономразвития собирается уже два года. В 2015 г. поправки были внесены в Госдуму, но не прошли дальше первого чтения. Госкомпании не просто защищались, а атаковали: по их просьбе Минэкономразвития согласилось смягчить даже действующие процедуры – вывести из-под закона внутригрупповые сделки и закупки финансовых услуг. Нельзя исходить из того, что все менеджеры обуреваемы только идеей – как украсть, говорил «Ведомостям» замминистра Евгений Елин.
Но и в самом госзаказе конкуренция невелика. На 6% поставщиков (25 000 компаний) приходится 80% госзакупок, говорится в исследовании ЦСР («Ведомости» ознакомились с частью доклада). Данные за 2015 г., но в первые девять месяцев 2016 г. пропорция сохраняется, говорит руководитель экспертной группы ЦСР Иван Бегтин. Представитель Минэкономразвития посоветовала искать информацию на
zakupki.gov.ru. Данные ЦСР совпадают с данными информационной системы, подтвердил чиновник федерального казначейства. Треть из этих 25 000 компаний – те же государственные организации, подведомственные заказчикам, уточняет исполнительный директор Бюро контрактной информации Ольга Анчишкина: государство делает вид, что торгует, а по сути – распределяет.
Контрактная система оказалась выгодна крупным игрокам, считает Бегтин, и неудобна для остальных – многие участвуют в торгах один раз и больше не приходят: это не только фирмы-однодневки, но и компании, которым не нравится, что поставщик бесправен. 70% госзаказа приходится на стройку и фармацевтику, замечает Елин, такая концентрация возможна. Но это говорит не о качестве контрактной системы, а об уровне конкуренции в экономике, уверен он. На торгах есть конкуренция – в среднем три участника, но, если посмотреть, кто получает контракты, становится понятно, что госзаказ близок к чистой монополии, говорит Анчишкина: конкуренция имитируется.