История с предустановкой российского ПО на смартфоны не так проста как кажется. Как и во многих других случаях лично я с трудом сдерживаюсь от "просто критики" и думал могу ли я написать об этом в форме описания последствий и альтернатив. Я очень постараюсь.
Итак, российские депутаты в законопроекте № 757423-7 [1] предлагают:
а) Обязать предустанавливать на продаваемые в России смартфоны и иные устройства российское программное обеспечение.
б) Дать Правительству РФ возможность определять порядок установки и список устанавливаемого ПО
В пояснительной записке [2] это описано следующием образом
---
Законопроект направлен на обеспечение для российских пользователей сети Интернет и услуг связи возможность использовать приобретаемое оборудование (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ для ЭВМ, ориентированных на работу с российскими пользователями таких устройств.
---
Прежде чем огульно ругать или хвалить эту инициативу необходимо объяснить как сейчас устроен мир и экономика вокруг электронных устройств, в первую очередь телефонов. Этот мир можно разделить на следующих интересантов:
-
производители устройств, "железа". Это такие компании как Apple, Samsung, Xiaomi, Sony, Huawei и др.
-
создатели экосистемы, в первую очередь ОС. Крупнейшие сейчас это Apple, Google и Microsoft
-
разработчики приложений (игроки экосистемы). Их невероятное множество, сюда подпадают: Facebook, Twitter, Яндекс,
Mail.ru, Telegram и бесконечное число других ;
-
разработчики сервисов для разработчиков приложений. Системы слежки, внутренние библиотеки и сервисы через которые разработчики приложений следят за потребителями. Такие как: AdColony, Segment, Teemo, Tealium и сотни других.
-
государственные регуляторы, обеспечивающие защиту потребителей в цифровой среде, антимонопольное регулирование и тд.
-
правоохранительные органы и спецслужбы, заинтересованные в получении данных о людях в целях обеспечения безопасности
-
общества защиты цифровых прав, как подвид обществ защиты прав потребителей и правозащитных организаций
И, конечно, всё это построено вокруг
пользователей/граждан, всех тех кто пользуется устройствами и приложениями
Роли части игроков пересекаются. Например, Google является одновременно создателем железа, владельцем крупнейшей экосистемы, разработчиком приложений и разработчиков сервисов для компаний создающим приложения.
У всех игроков в этой среде есть своя повестка и своя стратегия.
1. Производители устройств
- сохранить и увеличить свою долю на рынке
- эффективно интегрироваться в существующие экосистемы
- обеспечить себе дополнительный заработок предустановкой приложений на устройства;
- создавать собственные экосистемы;
Пример: Samsung создаёт устройства на базе Android и обязано предустанавливать сервисы Google и жить в экосистеме Android (Google). При этом они параллельно стараются создать свою экосистему с их Galaxy Store [3] через который также можно устанавливать приложения.
2. Создатели экосистемы
- сохранить и расширить свою экосистему на новые устройства;
- обеспечить себе наибольшую маржинальность от своей экосистемы;
- привлечь в экосистему большее число разработчиков приложений;
- привлечь в экосистему большее число разработчиков устройств (за исключением Apple которые сами производят устройства);
- защитится от госрегулирования их экосистемы;
- выдержать баланс между опасениями граждан в нарушении приватности и требований правоохранителей по доступу к данным;
Пример: Google создали экосистему Android и взаимодействуют как с разработчиками устройств, так и с разработчиками приложений и регуляторами для обеспечения роста экосистемы и максимальной своей прибыльности.