О рейтинге регионального протекционизма и воспроизводимости статистики по данным портала госзакупок
Сегодня на сайте проекта Счетной Палаты «Госрасходы» был опубликован обновленный рейтинг регионального протекционизма (
https://spending.gov.ru/analytics/ratings/rating-protectionism/). Теперь он представлен в виде интерактивной плиточной карты, которая дает возможность не только узнать долю «внутренних» контрактов (контрактов с поставщиками из своего региона) за последние 6 лет, но и узнать объем контрактов региона с любым другим регионом.
Рейтинг регионального протекционизма (в прошлом рейтинг автономности/изолированности) мы готовим не первый год. За это время мы наблюдаем изменения в данных за одни и те же годы. Ранее я уже писала о добавлении субсидий задним числом (с недостоверной датой публикации) и о том, что сумма расходов сводных бюджетных росписей (СБР) зависит от даты обращения к ним.
Частично то же самое справедливо и для госконтрактов. Мы делали выборки о контрактах за 2015-2019 год в июле, ноябре и феврале. Также нам были доступны данные о контрактах за 2019 год на 5 и 17 февраля. Бегло сравнив друг с другом эти данные получаем следующее:
1. Если сравнить данные о контрактах за 2019 год, выгруженные 5.02.2020 и 17.02.2020, то разница в сумме контрактов составит 327 млрд руб. (~4% от суммы контрактов за 2019 год).
2. Меньше чем за две недели количество контрактов за прошлый год изменилось на 36 тысяч. Например, в Красноярском крае, Приморском крае и Иркутской области количество контрактов увеличилось примерно на 1 тыс., в Мурманской и Свердловской областях увеличилось примерно на 1,5 тыс., а в Москве - уменьшилось на 308.
3. Сумма прошлогодних контрактов за две недели прошлого года значительнее всего изменилась в Тюменской области - на 50% или 85 млрд руб., в Республике Карелия сумма увеличилась на 13%, в Краснодарском крае - 17% (42 млрд руб.), в Пензенской области - 11%. В Московской области сумма контрактов увеличилась на 20 млрд руб.
4. Сумма контрактов Москвы увеличилась на 3,3%, несмотря на то, что их количество уменьшилось на 308.
5. Количество контрактов за 2018 год с ноября 2019 по февраль 2020 изменилось на 600. Больше всего контрактов «было добавлено» в Москве - 164, Ингушетии - 61 и Московской области - 53. У Краснодарского края, наоборот, количество контрактов уменьшилось на 27, у Новосибирской области на 12, а у Костромской на 11.
6. Сумма контрактов за 2018 год (с ноября 2019 по февраль 2020) увеличилась на 23 млрд. При этом больше всего увеличилась сумма контрактов Ямало-Ненецкого АО - на 12 млрд или 18%. На 3 и 4 млрд увеличились суммы контрактов Республики Башкортостан и Тюменской области.
7. За предыдущие годы суммы и количество контрактов изменяются меньше: сумма контрактов за 2017 год увеличилась на 10 млрд руб., количество - на 167; за 2016 год - сумма увеличилась на 1 млрд, количество - на 28; за 2015 год сумма увеличилась на 3 млрд, а количество на 18; за 2014 год сумма уменьшилась на 1,7 млрд руб. (или 2,5%), а количество увеличилось на 5.
8. В Республике Ингушетия, Ханты-Мансийском АО и Москве количество контрактов за 2014 год уменьшилось. Почему в 2020 году меняются данные по контрактам за 2014 год - отдельный вопрос.
Что из этого следует?
Во-первых, если вы делаете какие-то подсчеты по данным о госконтрактах, результат будет зависеть от даты выгрузки данных, даже если вы изучаете данные не за текущий или прошлый год, а пятилетней давности.
Во-вторых, пока нельзя однозначно сказать, когда правильнее всего собирать годовую статистику. Обычно она публикуется в начале года, но первые пункты показывают, как сильно меняются значения даже через полтора месяца после окончания года.
В-третьих, когда вы видите статистику госзаказа, опубликованную Минфином России, Федеральным Казначейством, Минэкономразвития, нужно учитывать, что она не только различается из-за (возможно) разных источников данных и методологий, но и сильно зависит от того, собираются ли эти данные в январе следующего года или в июле.